Светлана Чиркова
Дидактическое пособие «Улитка-умница»
▼ Скачать + Заказать документы
«Улитка - умница»
Автор: Чиркова Светлана Николаевна
Цель данного пособия : подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Задачи:
- формировать у детей умения соотносить звук и букву;
- совершенствовать умения подбирать слова на заданный звук;
- продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки;
- совершенствовать умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости;
Публикация «Дидактическое пособие „Улитка-умница“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Улитка. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
- совершать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех и четырех слогов, подбирать слова, карточки с заданным количеством слогов;
- совершенствовать умение выделять звук на фоне слова, определять количество звуков в слове;
- формировать у детей навык чтения слов
- обогащать их словарный запас.
Пособие может быть использовано педагогами коррекционных и общеобразовательных учреждений, а также родителям при подготовке к обучению грамоте своих детей.
Пособие изготовлено в виде карточки Улитки -умницы. У улитки в наборе имеются сменные домики, которые меняются в зависимости от поставленных задач. Пособие легко переносится в нужное для педагога и детей место. К пособию прилагаются предметные картинки, набор согласных букв и цифр. Каждую игру можно использовать в соответствии с лексической темой недели, лишь подбирая нужные предметные картинки.
Варианты использования:
Игра «Собери цветы для улитки»
Цель: продолжать учить детей дифференцировать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух;
воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Игровой материал и наглядные пособия : карточки-улитки на каждого ребенка, картинки с изображением цветов.
Ход игры:
Педагог показывает детям картинки с изображением цветов (астра, ромашка, ирис, василек и т. д., и просит помочь украсить домик улитки. Раскладывать необходимо в соответствии с первым звуком картинки. Если картинка начинается на гласный звук, то она помещается в красное окошечко, если согласный, то в синее. Побеждает тот, кто быстрее всех заполнит все окошечки цветами.
Игра «Самый внимательный»
Цель: - учить детей дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости развивать внимание, мышление и память.
Игровой материал и наглядные пособия : карточки-улитки на каждого ребенка, картинки с предметами.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на своем столе различные предметные картинки.
Воспитатель:
- Наша улитка-умница просит вас разложить карточки, названия которых начинаются с твердых и мягких звуков. Эти карточки вы можете взять и разложить в окошечки домика улитки. Картинки названия, которых начинаются на твердый согласный звук помещаются в синее окошечко, мягкийсогласный в зеленое. Выбирайте, но будьте внимательны!
Игра «Засели гостей улитки».
Цель: совершенствовать умение выделять звук на фоне слова, определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок, три карточки улитки и цифры на каждой (3, 4, или 5).
Ход игры:
В центр каждой карточки-улитки воспитатель помещает цифру. На стол кладется колода предметных картинок. Воспитатель берет картинку, называет изображенный на ней предмет, дети про себя считают количество звуков в произнесенном слове и если оно соответствует их цифре на карточке-улитке, забирают себе. Если ребенок ошибается, воспитатель предлагает подумать, либо его поправляют другие дети. Эту же игру можно проводить индивидуально.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: совершать умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех и четырех слогов, подбирать слова, карточки с заданным количеством слогов.
Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из ткани с различными предметными картинками, в названиях которых один, два-три слога.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что улитка – умница сходила в магазин и набрала полный мешочек товара и теперь просит детей помочь ей разложить покупки. Покупки нужно раскладывать, в зависимости от количества слогов в обозначающих названия изображенных предметов. Дети по порядку вынимают картинки из мешочка, называют их и раскладывают в окошечко у домика улитки в соответствии с цифрой на окошечке. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Составь слово из заданных букв»
Цель: формировать у детей навык чтения слов.
Игровой материал и наглядные пособия : карточки домика литки с буквами, фломастер.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям составить слова, соединяя линией фломастера написанные на домике буквы. Выигрывает ребенок, составивший наибольшее количество слов.
Игра «Подбери предмет на заданный звук»
Цель: - совершенствовать умения подбирать слова на заданный звук; развивать внимание, мышление и память.
Игровой материал и наглядные пособия : карточки-улитки на каждого ребенка, картинки с предметами на заданный звук.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на своем столе различные предметные картинки.
Воспитатель:
- Наша улитка-умница просит вас отобрать только карточки, в названия которых есть звуки [б]. Эти карточки вы можете взять и разложить в окошечки домика улитки. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите картинку, в которой нет нужного звука!