Мария Тимонина
Дидактическое пособие «Протяни дорожку»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дети с речевой патологией имеют определенные сложности в усвоении полученных знаний. У большинства детей отмечается недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Ученые, изучая деятельность головного мозга, отметили большое стимулирующее значение функций руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Публикация «Дидактическое пособие „Протяни дорожку“» размещена в разделах
Пособие «Протяни дорожки» имеет своей целью сопряженное участие зрительного, слухового и двигательного анализаторов при автоматизации речевого материала. Игра выполнена по принципу перфокарты и предназначена для подгрупповой работы. Пособие представляет собой демонстрационное поле - панель, на которой имеются приспособления для крепления картинок и натягивания резинок.
В основе пособия лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
• Развитие графических навыков
• Уточнение и дифференциация словаря по лексическим темам
• Развитие сенсорных представлений
• Развитие грамматического строя и связной речи
• Формирование элементарных представлений о грамоте
Пособие можно использовать в разных возрастных группах
С помощью «Дорожек» возможно быстро автоматизировать навык, так как создается ситуация многократного упражнения, педагог может быстро оценить усвоен ли навык у ребенка.
Данная игра позволяет осуществить еще одну немаловажную задачу- проверку выполнения задания. Ребенок с помощью взрослого может наглядно соотнести дорожки с листом проверки.
В настоящее время я работаю в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи и хочу представить варианты игры на развитие элементарных представлений о грамоте.
Игра «Расскажи о звуке»
На левой панели помещается символ звука, например А. На правой- символы-характеристики: воздушная струя, губы, зубы. Язык, голос. Ребенок должен рассказать о звуке, соединяя характеристики с символом звуа. Например, звук А –воздух свободно проходит, голос участвует, звук М-воздух встречает преграду, мешают губы. Язык и зубы не мешают, участвует голос.
Игра «Есть ли звук а в слове»
Цель: развитие фонематического слуха
На левой панели выкладываем символ гласного звука. На правой ряд картинок: шапка, коса, ключ, плащ, жираф, ландыш, торт.
-Назови слово. Протяни дорожки к нем картинкам, в названии которых есть звук А
Игра «Найди звуки М, Мь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения различать твердые и мягкие звуки
На левой панели символ твердого и мягкого согласного, на правой картинки: малина, рамка, мяч, марка, скамейка, дом, миски.
-Соедини дорожками картинки со звуком М с синим квадратом, а со звуком Мь с зеленым квадратом. По окончании выполнения задания проводится проверка.
На материале игры проводится проверка выполненного задания. Под резинки вкладывается лист с нарисованными линиями, повторяющими расположение резинок. Если ребенок правильно соединяет картинки, узор на листе совпадает с узором резинок.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: закрепить умение определять позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце
На левой панели: условное обозначение звука. На правой картинки: яйцо, цветы, птенцы, огурец, цапля, цепь, индеец
- Послушай слово, определи, где звук Ц: в начале, середине, конце. Соедини дорожками картинки с символами
Игра «Раздели на слоги»
Цель: закрепить навык слогоделения
На левой панели слоговые схемы. На правой -картинки с разным количеством слогов. Назови картинку. Узнай, сколько слогов в этом слове. Протяни дорожку к нужной схеме
Игра «Составь схему слова»
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/1fc109ed3a6167dafb19339c3761cc11.jpg.jpg[/IMG] Цель:Закреплять умение выполнять звуковой анализ слова
На полотне закрепляется кармашки для звуковой схемы.
Ребенку предлагается составить схему предложенного слова. Инструкция: «Заполни кармашки нужными символами для слова КОШКА»
Для проверки на пано помещаются кармашки, в которых символы перевернуты обратной стороной. На этой стороне нарисованы кошки. Ребенок поочередно переворачивает кошек и сравнивает со своей дорожкой.