Татьяна Стахеева
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Публикация «Дидактическое пособие „Пальчиковый сухой бассейн“» размещена в разделах
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным развитием. Работать обычными традиционными методами и приемами мало.
Детям нужна обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Решение проблемы было найдено в использовании «Сухих пальчиковых бассейнов», как способа развития мелкой моторики для стимулирования речевого развития детей.
Эта тема является актуальна и в свете новых федеральных государственных стандартов, так как целью является личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения.
Что такое пальчиковый сухой бассейн?
«Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная, песком, солью.
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что:
От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным.
Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелким.
Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони
Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезенфицироваться
Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 минут
Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается :
в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для письма)
в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы)
в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом)
в проигрыцвании проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
в совместном проведении времени. Установлении дружеских, доверительных отношений в системе ребенок- взрослый, ребенок – сверстник
в организации массажа рук
в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах. Может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, даем возможность ребенку быть самим собой
в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние (позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых)
Возможности применения пособия «Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах деятельности:
Игровая деятельность
Цель: закрепление представления о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать. Группировать, совершенствовать тактильные ощущения.
Развивать координацию мелких мышц рук, наблюдательность, внимание, умения распределить материал,согласовывать свои действия, достигать результата.
Заключение
Дидактические игры и упражнения с использованием сухих бассейнов являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи