Папки-передвижки

Дидактическое пособие «Музыкальный замок» (1 фото)

Галина Гаврищака
Дидактическое пособие «Музыкальный замок»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 станицы Атаманской

Дидактическое пособие

«Музыкальная шкатулка»

Разработала: Гаврищака Галина Николаевна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад № 7

Публикация «Дидактическое пособие „Музыкальный замок“» размещена в разделах

станица Атаманская

2023 год

Аннотация

Пособие «Музыкальная шкатулка» предназначено для музыкальных руководителей детского сада при работы с детьми от 3 до 7 лет.

Основное назначение предлагаемого пособия – формирование у детей дошкольного возраста музыкальных способностей. С помощью данного пособия музыкальный руководитель в доступной игровой форме сможет помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, развивать творческие и музыкальные способности детей различными средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.

Пояснительная записка

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления.

Одним из важных средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Поэтому было разработано дидактическое пособие «Музыкальная шкатулка», которое способствует формированию у детей музыкальных способностей, в игровой форме помогает им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждает к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Актуальность

В современной теории и практике дошкольного образования остро стоит проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, прежде всего в связи с катастрофическим падением уровня музыкальной культуры подрастающего поколения. Причины данного явления различны, но главная, кроется в негативном влиянии на ребенка современной музыкальной среды. Ее центральной составляющей является массовая культура, низкое качество которой – бедность интонационно – тематического содержания, убогость ладовой организации и ритмической структуры – особенно пагубно из-за небывалого по объему воздействия через досуговые заведения, радио, телевидение, мобильные средства звуковоспроизведения.

Музыка оказывает благотворное развивающее и воспитательное воздействие лишь в том случае, если человек подготовлен к ее восприятию, то есть если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют пережить и понять музыку, постичь ее художественную и эстетическую ценность. Важная роль в восприятии художественного материала принадлежит музыкальным способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время становится одним из главных условий приобщения к подлинным художественным ценностям. Следовательно, сегодня в теории и практике музыкального воспитания дошкольников развитие музыкальных способностей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии детей посредством активных методов обучения и воспитания дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Новизна

Цель данного пособия : музыкально-сенсорное развитие детей посредством активных методов обучения и воспитания дошкольников в определенной системе, дать дошкольникам понятия основ музыкальной грамоты, развивать у них чувство ритма, координацию движений, творческие способности, привить интерес и любовь к музыке.

Задачи:

• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор

Основная часть

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей. При этом содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность провести занятие наиболее содержательно.

Использование музыкально-дидактических игр

в процессе пения

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.

Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Использование музыкально-дидактических игр

в процессе слушания музыки

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.

Использование музыкально-дидактических игр

в процессе ритмических движений

На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для малышей 3 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.

Варианты работы с пособием разнообразны. Работу с пособием необходимо строить с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

Музыкально - дидактические игры

1. Музыкально-дидактическая игра «Три медведя» для детей 3-4 лет

Данная игра направлена на развитие музыкального образа и представления о регистрах.

Дидактические задачи : закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных, развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Рекомендации: для игры необходима иллюстрация к сказке «Три медведя» (на каждого ребёнка комплект из трё х карточек: папа - Михайло Потапыч, мама - Настасья Петровна, сын Мишутка).

Ход игры: музыкальный руководитель читает детям сказку, предлагает внимательно послушать её, а затем предлагает послушать музыкальные сюжеты, характеризующие сказочные образы и определить, какой из них подойдет к каждому персонажу. В заключении можно предложить импровизировать движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжёлого и неуклюжего Михайло Потапыча, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и весёлого, живого и игривого Мишутку.

Приложение 1

2. Дидактическая игра «Каким бывает дождик» для детей 4-5 лет

Данная игра направлена на развитие музыкально-ритмического слуха у детей, умение изобразить мелодию на музыкальном инструменте

Дидактические задачи : развивать у детей музыкально-ритмический слух, упражнять в различении долгих и коротких звуков.

Рекомендации: для игры понадобятся музыкальные инструменты : колокольчики, маракасы, бубны, металлофоны.

Ход игры: Детям предлагают отгадать загадку:

Это кто такой садовник: полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы, вымыл травы и листы?

А как сумерки настали – нам по радио сказали,

Что и завтра он придёт, и польёт наш огород. (Дождик)

На доске появляется картинка с дождиком.

Затем проводится беседа о дождике весеннем, летнем, осеннем и зимнем.

Ребятам предлагают выбрать из предложенных музыкальных инструментов тот, на котором они смогут сыграть, изобразив дождик в разное время года.

Приложение 2

3. Дидактическая игра «Угадай жанр музыки» для детей 5-6 лет

Данная игра направлена на закрепление жанров в музыке.

Дидактические задачи : развивать музыкальную память, воображение, закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии, формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности. Рекомендации: аудиозапись небольших отрывков знакомых музыкальных произведений в разных жанрах (марш, песня, танец, опера, балет, симфония, концерт.

Ход игры: Детям предлагают отгадать загадки:

Мы шагаем как солдаты,

Значит, что звучит, ребята? - МАРШ.

Громко, тихо мы поём,

Целой группой и вдвоём,

Лишь бы было интересно.

Помогает всем нам… ПЕСНЯ.

Мы сегодня в вальсе кружим,

Ну, а завтра - с полькой дружим.

В пляску русскую пойдём!

Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.

А сейчас я предлагаю задание посложнее, так как вы назвали простые жанры, а есть и сложные.

Приложение 3

4. Дидактическая игра «Волшебный замок музыкальных инструментов» для детей 6-7 лет

Данная игра направлена на закрепление знания о музыкальных инструментах (клавишных, струнных, духовых, шумовых, ударных) и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Дидактические задачи : развивать музыкальную память, внимание, закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии, формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности.

Рекомендации: картинки с изображением музыкальных инструментов, волшебный замок

Ход игры: В волшебном замке, в каждой башне живут музыкальные инструменты. Вот только беда приключилась, все инструменты перепутались. Их нужно расселить, каждый в свою башню. Руководитель показывает башню и говорит, что здесь жили клавишные инструменты. Дети выбирают нужный инструмент, называют его, способ игры на нём и крепят в окошке.

Дидактическое пособие «Музыкальный замок»

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное пособие с набором музыкально-дидактических игр способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.

Литература

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозаика-Синтез, М. 2008.

Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М. : Просвещение, 1986.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М. : Просвещение, 1982.

Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. - Музыкальный руководитель. - № 5. — 2009.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Бизикуб»Дидактическое пособие «Бизикуб» Дидактическое пособие «БИЗИКУБ» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики у детей 2–3 лет в виде мягкого коврика «Волшебный замок»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики у детей 2–3 лет в виде мягкого коврика «Волшебный замок» Сегодня я поделюсь с Вами, уважаемые коллеги, интересным пособием, которое использую в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик»Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Дидактическое пособие для развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальный кубик» Автор: Шубенкова.

Дидактическое пособие «Дни рождения»Дидактическое пособие «Дни рождения» В ночном небе зажигаются миллионы звёзд. У каждого человека есть своя звёздочка, которая зажглась в день и минуту его рождения. А день рождения.

Дидактическое пособие «Куб ПДД»Дидактическое пособие «Куб ПДД» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. С каждым годом всё сложнее становиться дорожное.

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДДДидактическое пособие — лэпбук по ПДД Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Дидактическое пособие «Волшебный куб»Дидактическое пособие «Волшебный куб» В январе в нашем детском саду проходил конкурс для педагогов "Дидактические игры и пособия". Наша группа на конкурсе представляла, созданное.

Дидактическое пособие «ПДД-стол»Дидактическое пособие «ПДД-стол» Методическая разработка «ПДД - стол» - дидактическое пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения.

Многофункциональное пособие «Музыкальный теремок»Многофункциональное пособие «Музыкальный теремок» Многофункциональное пособие «Музыкальный теремок» представляет собой красочно оформленный домик из дерева. Выполнен из трех сторон. Правая.

Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город»Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в музыкальный город» Цель: Ознакомить детей с новым видом музыкальной деятельности: "Музыкальный квест". Развивать творческие и музыкальные способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Музыкальный замок»
Опубликовано: 23 октября 2023 в 13:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие «Музыкальный замок»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Гаврищака (УИ 1536221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД