Оксана Бурыкина
Дидактическое пособие по формированию связной речи «Круглый год» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной грамматически правильной речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков.
Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком языка, связной речи дает ему возможность рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться. Недостаточное внимание к речевому развитию ребенка, недоработки, имевшие место в дошкольном возрасте, могут пагубно сказаться в будущем бедностью языка, косноязычием, скованностью, причем потери эти нередко бывают невосполнимыми.
Публикация «Дидактическое пособие по формированию связной речи „Круглый год“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Вся работа детского сада по речевому развитию детей готовит их к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других и выражать свои мысли, используя распространенные предложения, умение составлять небольшие связные рассказы.
Говоря о формировании связной речи, следует подразумевать единство содержания и формы высказывания. Достичь этого единства позволяет решение взаимосвязанных задач развития речи : накопление и обогащение словаря, становление грамматического строя речи, воспитание звуковой ее стороны, формирование разговорной (диалогической) речи, обучение рассказыванию (монологической речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к обучению грамоте.
Данное пособие включает в себя 4 демонстрационные картины, изображающие различные времена года (золотая осень, зима, ранняя весна, лето). На картинах показаны характерные признаки времен года. Изображения некоторых предметов на картинах (деревья, пень, цветы и др.) выполнены в виде объемной аппликации. К пособию прилагаются карточки с изображением примет разных времен года, плоскостные изображения диких животных, перелетных и зимующих птиц, для проведения дидактических игр и упражнений, «книжки-малышки» для составления описательных рассказов о временах года.
Пособие предназначено для детей 5-7 лет. Может быть использовано для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними.
Работа с данным пособием позволяет решать следующие задачи.
Коррекционно-образовательные задачи:
• закрепление представлений о временах года, о приметах разных времен года;
• уточнение, расширение и активизация словаря по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Деревья», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Дикие животные»;
• совершенствование грамматического строя речи (упражнения в употреблении предложно-падежных конструкций, в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании и употреблении притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных, в образовании и употреблении приставочных глаголов).
Коррекционно-развивающие задачи:
• развитие речевого дыхания, формирование длительного плавного выдоха;
• развитие связной речи;
• развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
• воспитание бережного отношения к природе.
Работа по каждой картине включает в себя следующие виды заданий:
рассматривание картины и беседа по ней,
игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
лексико-грамматические игры;
пересказ;
составление рассказа по картине.
Демонстрационная картина «В гости к осени»
• Рассматривание картины и беседа по ней.
Цель: закрепление представлений об осени и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»; развитие диалогической речи.
Логопед помещает перед детьми картину, задает детям вопросы и предлагает задания.
• Составление рассказа по картине (с использованием схематических картинок в «книжке-малышке»)
Цель: развитие связной речи.
Логопед предлагает детям рассмотреть схематические картинки в «книжке-малышке», рассказать о том, какая примета осени на ней изображена, соотнести их с картиной, составить по ним предложения и объединить эти предложения в связный рассказ.
• Упражнения на развитие дыхания «Листопад», «Тучка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Ребенку предлагается встать прямо, положить листочки, вырезанные из бумаги, на ладонь, поднести ладонь к губам, немного отодвинуть ее от лица. Сделать вдох, вытянуть губы трубочкой, подуть на листочки.
Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
• Игра «Собери картинку «В гости к осени»
Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса; закрепление представлений о приметах осени.
Ход игры: собрать сюжетную картинку из 8 частей с изображением осени. Назвать приметы осени, изображенные на ней.
Лексико-грамматические игры
• Игра «Подбери и объясни»
Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; упражнение в составлении простых предложений; развитие внимания, мышления.
Ход игры: перед детьми карточки с изображением примет различных времен года. Логопед предлагает отобрать только те из них, на которых приметы осени, обосновать свой ответ (составить предложения об осени).
• Игра «Четвертый лишний?»
Цели: закрепление представлений об осени, ее приметах; развитие внимания, словесно-логического мышления.
• Ход игры: перед ребенком 4 карточки с изображением примет времен года (3 карточки с изображением примет осени и 1 карточка с изображением приметы другого времени года). Выделить «лишнюю» примету, объяснив свой выбор.
• Игра «Скажи наоборот»
Цели: закрепление представлений об осени, развитие внимания, наблюдательности, мышления.
Ход игры: логопед предлагает детям закончить предложения.
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а …
Летом день длинный, а …
Летом тучки ходят высоко, а …
Летом птицы учат птенцов летать, а …
Летом люди одеваются легко, а …
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а …
Летом люди растят урожай, а …
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …
• Игра «Волшебник»
Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании и употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в согласовании существительных с прилагательными).
Ход игры: логопед предлагает ребенку стать волшебником и превращать предметы в маленькие. Ребенок «волшебной палочкой» дотрагивается до любого предмета, изображенного на картине, «превращает» его в маленький предмет, называет новое слово (лист – листочек, елка – елочка; желтая трава – желтенькая травка, красная рябина – красненькая рябинка и т. п.)
• Игра «С какого дерева лист?»
Цели: расширение и активизация словаря по теме «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Ход игры: показать и назвать деревья, изображенные на картине. Перед детьми – предметные картинки с изображением листьев деревьев. Отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать, какой это листок. (Этот листок упал с клена. Кленовый листок.)
• Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Цели: совершенствование грамматического строя речи (упражнение в образовании притяжательных прилагательных); развитие зрительного восприятия, внимания.
Ход игры: логопед размещает на демонстрационной картине плоскостные изображения диких животных и птиц так, чтобы были видны лишь какие-либо части их тела (лисий хвост, оленьи рога и. т. п.). Детям предлагается отыскать животных и птиц, спрятавшихся в лесу и назвать ту часть их тела, которую они видят. (Я вижу лисий хвост. Я вижу воробьиную голову. И т. п.)
По остальным демонстрационным картинам проводятся аналогичные игры.
Игра "Круглый год"
Игра "Собери картинку" "В гости к осени"
Игры "Подбери и обьясни"
Игра "Чей?Чья?Чьё?Чьи?"