Наталья Кабанова
Дидактическое пособие «Чудесные коврики» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация работы.
Развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности детского сада. Через различные виды деятельности ребенок познает окружающий мир.
Дидактическое пособие «Чудесные коврики» представляет собой многофункциональное пособие, которое можно использовать для решения различных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Пособие включает в себя коврики и комплект съемных атрибутов (фигурок, выполненных из различного материала, которые крепятся на коврики при помощи липучек. Комплект атрибутов позволяет развивать на коврике разнообразные сюжеты, насыщать их актуальным содержанием. Дидактическое пособие позволяет формировать знания детей согласно программному содержанию, а также коммуникативные способности детей в игровой форме. Основная ценность пособия заключается в его универсальности – его с легкостью можно использовать на занятиях по речевому, познавательному, социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.
Публикация «Дидактическое пособие „Чудесные коврики“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Введение.
Дошкольный возраст – период активного взаимодействия малыша с предметным миром. Все, что окружает детей, вызывает у них большой интерес. Различные формы познавательной и игровой деятельности активно внедряются в образовательный процесс современного детского сада.
Поэтому, наиболее актуальной проблемой является формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса в процессе игровой деятельности.
Актуальность данной проблемы определяется еще и тем, что ранний возраст – это период активного развития речи малыша. Давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речевых функций и мышления ребенка. Центр мелкой моторики и центр речи анатомически расположены рядом друг с другом, поэтому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой.
В процессе интенсивного развития мелких мышц пальцев рук, импульсы поступают в головной мозг, активизируют деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие данного участка стимулирует, в том числе и речевой центр.
Речь в свою очередь влияет на развитие мышления. Развитие познавательных функций будут замедлены, если уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.
Цель: Совершенствование условий для развития самостоятельной познавательной активности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических ковриков.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников познавательный интерес, развивать логическое и творческое мышление.
2. Объединить всех участников образовательных отношений для осуществления единых педагогических подходов, обеспечивающих развитие познавательной активности дошкольников.
3. Совершенствовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
1. Позитивная динамика познавательных способностей детей раннего дошкольного возраста.
2. Активная позиция всех участников образовательного процесса.
Основная часть:
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает различные навыки, овладевает новыми умениями.
Многофункциональное дидактическое пособие «Чудесные коврики» - эффективная форма для формирования познавательного интереса, стремления узнать что-то новое. Это материал для обучающих и развивающих игр с детьми.
Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности, как детей, так и педагогов; подходит для индивидуальных и групповых занятий. В детском саду коврики позволяют познавать новое во время веселой игры.
Материалом для «Чудесных ковриков» послужил ковролин, липучки самоклеющиеся и различный наглядный материал. Трансформация игрового поля происходит за счёт комплекта съёмных атрибутов (фигурок). Эти атрибуты крепятся к основе с помощью липучек. Благодаря комплекту атрибутов основа преображается в сказочный мир и становится игровым полем, на котором можно реализовать творческие и образовательные потребности детей. Поскольку сказка близка и интересна детям, программный материал, который подаётся детям с помощью дидактического пособия «Чудесный коврики» становится легкодоступным для восприятия детьми. Именно в игре, в обыгрывании сказки и других игровых ситуаций, непринуждённо формируются представления и знания детей, стимулируется речевое общение. Такой подход обеспечивает мотивацию детей и стимулирует их самостоятельность.
Это пособие использую в учебной и в самостоятельной деятельности, а еще в режимных моментах. «Чудесные коврики» можно использовать как с подгруппой детей, так и при индивидуальной работе с одним ребенком. Такое дидактическое пособие могут использовать все воспитатели с детьми дошкольного возраста, а также и родители. Дидактическое пособие включает в себя :
- Игра «Зима, весна, лето, осень»
- Игра «Найди, чей хвост»
- Игра «Посади бабочку на цветок»
- Игра «Найди пару»
- Игра «Пирамидка»
- Игра «Собери урожай»
- Игра «Картинки-половинки»
- Игра «Весёлые фигурки»
- Игра «Палочки-выручалочки»
- Игра «Колобок»
Узнавать времена года, воспитанникам в интересной игровой форме помогают коврики «Зима, весна, лето, осень». На чистом «холсте» ребята создают зиму, весну, лето, осень. Данное пособие помогает детям создать удивительные картины своими руками, а также узнать, а далее и закреплять основные признаки каждого времени года. На каждом коврике ребят ждут новые интересные задания. Например: помоги ёжику собрать грибочки, сравни их, какого они цвета, сосчитай их и т. д.
Узнать моим воспитанникам, какие животные окружают нас, и у кого какой хвост помогает увлекательная игра «Найди, чей хвост». С помощью липучек на ковролин крепятся изображение животных. В это время с детьми проговариваем название животных и их основные признаки. Затем малышам предлагается найти каждому животному свой хвост, прикрепив его рядом с ним.
Изучая цветовую гамму с детьми, в своей работе использую дидактическое пособие «Посади бабочку на цветок». Данная игра как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребёнка. Кроме того, она будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче освоит знания основных цветов.
Дидактическая игра «Найди пару». Развивает мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие. Игра помогает развивать у детей умение группировать предметы по парам.
Дидактическое пособие «Пирамидка» и «Гусеница», позволяет малышам знакомиться с величинами, определять больше - меньше. Дети учатся сравнивать детали друг с другом и выстраивать определённую последовательность.
Одна из любимых детьми дидактическая игра «Собери урожай» детям предлагается назвать, где фрукты, а где овощи и рассортировать по корзинкам.
Помочь развивать математическое мышление, фантазию и творчество умение ориентироваться в пространстве сможет ковер «Весёлые фигурки». Из геометрических фигур малыши строят простейшие изображения. Например: дорогу, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: башню, домики, лестницу, ворота, транспорт и т. д. Сначала они строят по образцу воспитателя, а затем по собственному замыслу.
Ещё одной интересной формой работы с детьми раннего возраста является конструирование «Палочки-выручалочки» Конструирование из палочек от мороженого – это новый вид творчества. Работать с палочками просто и интересно. Хорошо развивает у детей внимание, усидчивость, логическое мышление, мелкую моторику. Поэтому я стараюсь в своей работе привлекать детей к конструированию не только на занятиях, но и во время игровой и самостоятельной деятельности.
Любимое занятие малышей в детском саду чтение сказок и рассматривание картинок. Сказка становится интересней, когда в гости к ребятам приходят герои из любимых книг. Моим маленьким воспитанникам очень нравятся сказки «Колобок» и «Теремок». Вовремя чтения сказок ребята на поверхности ковролина сами выкладывают персонажей и разыгрывают настольный театр.
Дидактическое пособие «Чудесные коврики» позволяет не только развитию познавательных функций детей, но и способствует эффективному формированию сенсорного восприятия детей. Главное достоинство в том, что дает детям и взрослым не только играть готовыми ковриками, но и придумывать их новое содержание, используя при этом все новые материалы. Использование «Чудесных ковриков» в развитии детей дошкольного возраста способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения, речевых функций, мелкой моторики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом работы по развитию познавательной активности детей через игровую деятельность считаю, положительные результаты детей в освоении образовательной программы. Благодаря целенаправленной работе у детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное, делать простейшие умозаключения.
Малыши стали более наблюдательными и любознательными, сопровождают речью свои действия, отмечается общение в диалоге с воспитателем, называют основные цвета, геометрические формы, соотносят предметы друг с другом, эмоционально откликаются на игру, проявляют интерес к познавательной деятельности.
Возможность применять дидактическое пособие совместно с разнообразными атрибутами и с вышеперечисленными дидактическими играми делает пособие полифункциональным и универсальным, призванным решать задачи интеграции образовательных областей. Одна игра дополняет другую игру, и наш чудесный коврик превращается в сказку.
Дидактическое пособие «Чудесные коврики» являются эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Обеспечивает познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность детей. Пособие ориентировано на возможность самовыражения каждого ребёнка и осуществления личностно-ориентированного подхода.
Родители принимают активное участие и оказывают помощь в создании пособия.
В дальнейшей работе планирую обогащать пособие «Чудесные коврики» новыми идеями, в том числе идеями коллег и родителей и представить опыт работы на разных уровнях.
Список литературы:
1. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду.
2. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с. 16-19.
3. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика. – М. : ТЦ «Сфера», 2011.