Светлана
Дидактическое многофункциональное пособие «Занимательный огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение.
Дидактическое пособие «Занимательный огород» - это многофункциональное игровое пособие которое может быть использовано педагогами дошкольных учреждений, родителями, студентами педагогических колледжах в работе с детьми дошкольного возраста с 3-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи.
Актуальность.
Публикация «Дидактическое многофункциональное пособие „Занимательный огород“» размещена в разделах
Сейчас в современном мире мы покупаем своим детям различные развивающие игрушки, которые позволяют ребёнку выучить названия животных, цвета, цифры, геометрические фигуры. А есть детские игрушки, которые позволяют ребёнку работать руками и знакомят с окружающим миром природы.
Данное пособие можно использовать в коррекционноразвивающей деятельности.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. ФГОС ДО предусматривает требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе к развивающей предметно-пространственной среде, согласно которым она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. Огород направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. В «Концепции дошкольного воспитания»указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Цель.
Является формирование познавательных действий становление сознания: развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи.
Обучающие:
- Расширять представление детей о жизни растений;
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей;
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений;
- Закрепить знание цифр и навыки счёт и цвет;
- Формировать зрительное восприятие величины: «длинный-короткий», «большой-маленький»;
- Учить различать по внешнему виду овощи;
Развивающие :
- Знакомить детей как можно использовать овощи и фрукты;
- Расширять знания об огороде;
- 3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, помидор);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение называть овощи и сравнивать их с геометрическими фигурами;
- закреплять элементарные математические представления;
- закреплять счёт, соотносить цифры и количество;
Воспитывающие:
- Формирование у детей уважительного отношения к труду;
- воспитывать любознательность и интерес;
Описание дидактического многофункционального пособия
Данное пособие изготовлено коробки, обтянуто тканью темно зеленого цвета. Валики сшиты из серого материала 40 см., наполнены макаронами, и также валики 30 см., наполнены фасолью. Вязанные растения, разного периода вегетации: моркови, капуста, картофель, лук репчатый, свекла, помидоры, горох, наполнены ватой. Также демонстрационный материал сшиты из фетра яблоки, груши, вишня по 10 штук каждого Цифры в кружке, банка, кастрюля вязанная, маленькая банка. Демонстрационный материал деревья разной высоты в количестве 2 штуки; Карточки. Пособие безопасно. Удобно в работе с подгруппой детей, индивидуально, в коллективе и самостоятельно.
Игры для детей 3-4 года
Дидактическая игра : «Овощи, фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах.
Задачи: научить различать их; формировать представление о том, где они растут; обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.
С детьми младшего и среднего возраста учимся различать овощи и фрукты, запоминаем их название, цвет, форму.
Радуемся, когда у нас всё правильно получается.
С детьми старшего возраста выполняем следующие задания, например:
1. Назови все плоды красного, желтого, зеленого цвета.
2. Какие фрукты можно положить в вазу? Какие овощи можно покрошить в салат?
3. Какой геометрической формы овощи (фрукты?
4. Предложить назвать – что выросло в земле, на дереве, на кусте.
И т. д.
С детьми предшкольного возраста отвечаем на такие вопросы, например:
- Как нужно ухаживать за овощами?
- Что можно из них приготовить?
- Сразу ли на маленьком кустике появились помидоры? И т. д.
Детям нравится играть в паре.
- Кто быстро и правильно разложит и назовет овощи фрукты?
- У кого больше овощей и фруктов? Сколько яблок? И т. д.
В итоге дети выделяют и называют существенные признаки и качества предметов, устанавливают связи между ними. Речь становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Увеличивается лексический багаж ребенка, он полнее излагает свои мысли.
«Больше - меньше» 3-4 лет
Цель: Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы.
Ход игры: Я предлагаю рассмотреть овощи на грядке, потрогать пальцами. После предлагаю детям разложить овощи на полочку по величине: сначала большой, а потом меньше и меньше и назвать какой овощ самый большой, какой маленький. А потом расположить овощи в обратном порядке (начиная с маленького). В итоге садим овощи на грядку.
Игры для детей 5-6 лет
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
Ход игр:. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра для «Компот»
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть фрукты, овощи и ягоды.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сварить компот. Дети становятся в круг, взрослый бросает ребенку мяч и называет одну из категорий. Если взрослый говорит "фрукт", то ребенок должен назвать любой известный ему фрукт, если взрослый говорит "ягода", то ребенок должен вспомнить и назвать любую ягоду. Взрослый загадывает только фрукты и ягоды, то что можно положить в "компот". Если ребенок ошибочно называет овощ или фрукт например тогда, когда была загадана категория ягоды, то он выходит в центр круга, в кастрюлю. Игр продолжается до тех пор, пока выбывших детей станет больше, чем играющих. Дети которые выбыли делают свой круг и пытаются поймать остальных детей, передвигаясь так, что бы круг не разорвался.
Дидактическая игра : «Что, где растёт?»
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и овощах.
Задачи: Развивать умения детей правильно называть разные фрукты и овощи, определять их место произрастания, правильно называть фруктовые деревья.
Дидактический материал. Макеты: фруктов и овощей, огорода и дерева Ход игры :Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов и овощей. Ребёнок берёт макет любимого фрукта или овоща, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) и определять место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку. Дети постарше называют фруктовые деревья.
Результат
использования многофункционального пособия
В результате работы с пособием расширяется кругозор воспитанников. Формирование элементарных математических представлений. Формирование представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве и т. д.
Развитие познавательно исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями.