Марина Исакова
Многофункциональное дидактическое пособие «Кулинар»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое многофункциональное пособие «Кулинар»
Аннотация: Дидактическое многофункциональное пособие «Кулинар» можно использовать как на занятиях по ФЭМП, НОД по познавательному и речевому развитию, так и в сюжетно-ролевых играх «День рождения», «Я – кулинар» «Мы идем в кафе», «Пиццерия», «Кондитерская», «Помогаем маме варить компот (варенье, соленье)».
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Кулинар“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Повар, продукты, еда. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2022
Пособие представляет собой основу из разных по цвету и размеру кусочков торта и пиццы. В пособие входит по 10 шт. разных фруктов и ягод (яблок, груш, апельсинов, лимонов, киви, клубники, по 20 шт. разных овощей (помидоров, огурцов, лука, оливок и т. д., по 20 шт. кусочков разных продуктов (сыра, колбасы, грибов и т. д., изготовленных из фетра. Также пособие включает в себя шаблоны и рецепты приготовления разнообразных фруктовых и ягодных тортов, пиццы и заготовок, наборы цифр от 1 до 10 (на липучке)
• Цель использования пособия «Кулинар»:
• создать условия для формирования познавательной деятельности по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Профессии» и формирования элементарных математических представлений.
•
• Задачи:
• Закреплять представления о форме, цвете, пространстве.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 (можно до 100 – в зависимости от количества фруктов, ягод, овощей и продуктов питания);
• Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой;
• Формировать представления о составе числа (1-10);
• Закреплять умение сравнивать множества, используя термины «больше", «меньше», «поровну»
• Закреплять умение сравнивать множества, используя знаки сравнения <, >, =
• Формировать пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, над, под, между.
• Развивать познавательную активность, мелкую моторику рук.
Варианты игр:
• -по ФЭМП:
• «День рождения Зайчика»
-Ребята, сегодня у Зайчика день рождения. Как вы думаете, сколько лет исполняется Зайчику? (у педагога в руках та цифра, с которой нужно познакомить детей. Затем он ставит её на середину торта. Например, 5). Правильно, ему исполняется 5 лет. Давайте поздравим сегодня зайчика и в качестве подарка приготовим ему вкусный фруктовый торт (каждому ребенку раздается по кусочку основы торта). В зависимости от возраста. уровня подготовленности воспитанников или темы занятия следует дальнейшая инструкция. Например: Петя приготовит торт из яблок – яблочный торт, а Настя из груш – грушевый. Петя, положи на свой кусочек, столько яблок, сколько указывает цифра на торте. Настя, положи на свой кусочек, столько груш, сколько указывает цифра на торте. Каждый ребенок кладет на свою основу соответствующее цифре количество фруктов (Петя – 5 яблок, Настя – 5 груш и т. д.). Затем пересчитываем фрукты: одно яблоко, два яблока, три яблока и т. д., Таким образом, согласовываем числительное 5 с существительным в роде и падеже. закрепляем навык количественного счёта и обозначения цифрой результатов счёта:
«Мы идем в кафе»
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в кафе. Выбирайте, кто из вас какой хочет торт заказать. Петя заказал – апельсиновый, а Настя – лимонный. Петя, посчитай, сколько у тебя на торте долек апельсина? Настя, а у тебя сколько долек лимона? (на одну основу торта кладём меньшее количество каких-либо фруктов или ягод, обозначаем цифрой; на другую большее, обозначаем цифрой. Например, на одну 5, на другую 6). После того, как дети посчитали количество, обозначаем цифрой. Спрашиваем детей - где больше, а где меньше? На сколько одних фруктов больше? На сколько других - меньше? Как сделать одинаково? (сначала уравниваем одним способом – добавляя один фрукт; в дальнейшем уравниваем – уменьшая на один). Начинаем сравнивать с маленького количества и с разницей в 1 фрукт или ягоду.
В дальнейшем, по мере изучения программного материала по ФЭМП, усложняются и игры с пособием «Кулинар». Когда отработали понятия «много» и «мало», «больше», «меньше» начинаем сравнивать множества при помощи знака "<", ">" или «=». Объясняем ребенку, что знак сравнения «>» походит на голодного крокодильчика, который сильно хочет есть. и поэтому открытой (широкой) стороной рта будет поворачиваться только в ту сторону, где фруктов или ягод больше, там же где меньше крокодильчик просто понюхает (рот закрыт).
«Помогаем маме варить компот»
-Ребята, наступила осень – пора заготовок. И мы сегодня поможем маме сварить компот.
В банку желтого цвета мы будем складывать зеленые фрукты. Какие? (правильно зеленые груши). Груш положим столько, чтобы их было меньше 10, но больше 8. Сколько груш нужно положить в банку? (верно 9).
В банку зеленого цвета мы будем складывать красные фрукты. Какие? (правильно красные яблоки). Яблок положим столько, чтобы их было меньше 8, но больше 6. Сколько яблок нужно положить в банку? (верно 7).
В банку синего цвета мы будем складывать оранжевые фрукты. Догадались какие? (правильно оранжевые апельсины). Апельсин положим столько, чтобы их было меньше 7, но больше 5. Сколько апельсин нужно положить в банку? (верно 6). И т. д. Вариантов выбора определенной банки с цветом крышек (на внимание) или её размеров - много. Вместо вопроса о цвете фрукта можно загадать про него загадку.
Так же играем в «Помогаем маме делать заготовки овощей»
С многофункциональным пособием «Кулинар» легко формировать цветовой гнозис и пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, над, под, между. Для этого я изготовила «основу» торта из кусочков разного цвета и разной толщины. Например, играя в сюжетно-ролевую игру «Кондитер», дети выбирают себе рецепт приготовления определенного торта, согласно которому выкладывают на кусочки, указанного в рецепте цвета, то количество фруктов и ягод, которое указано в рецепте. Затем кусочки разного цвета складываются в определенной последовательности (к примеру – снизу-красный, сверху-белый, между-желтый). Или такой вариант – снизу тонкий кусочек белого цвета, НАД ним – толстый кусок желтого цвета, НАД толстым – тонкий кусок красного цвета. Также с понятием «ПОД».
Таким образом, кроме формирования пространственных представлений формируем умение слушать и выполнять сложную многоступенчатую инструкцию.
Также я изготовила шаблоны и рецепты приготовления разнообразных фруктовых и ягодных тортов, пиццы и заготовок, наборы цифр от 1 до 10 (на липучке).
«Пиццерия»
Приходим в пиццерию, берем меню и выбираем пиццу «Овощная», «Грибная», «Ассорти», «Мясная» и т. д. Зовем официанта и делаем заказ. Повар (ребёнок) «готовит» пиццу в соответствии с заказом. Когда заказ готов и официант приносит- сверяем «готовую» пиццу с рецептом. Потом дети меняются ролями – кто был «поваром» становится официантом, кто был официантом – клиентом.
Вариантов игр, упражнений с пособием «Кулинар» очень много! Главное – это ваша фантазия!
Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно- методическое пособие. -- СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во
2. Баряева Л. Б., Зарин, А. В. Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР. - СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение,2009.
4. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР // Дефектология. - 1080. - № 4. - С. 27-36.
5. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология. - 2012. - № 4.
6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2013.