Елена Яушева
Лэпбук по ПДД «Безопасность на дороге» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»
Использование лэпбука
в работе с детьми 4 – 5 лет
с задержкой психического развития
Составили: Воспитатели средней группы компенсирующей направленности
Яушева Елена Фёдоровна
Вавильченко Елена Анатольевна
г. Петропавловск-Камчатский, 2020г.
Пояснительная записка
Темочки:
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2020
В последнее время наблюдается значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для таких детей нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество. У такого ребёнка гораздо дольше остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребёнок очень быстро устаёт, истощается.
В число основных задач Программы воспитания обучения в детском саду входят и задачи по воспитанию безопасного поведения на дорогах. Однако представления о ПДД у детей с ЗПР находятся на низком уровне. Основными причинами низких показателей по ПДД является не только недостаточное количество часов, которое отводится на изучение, но и трудности в освоении ПДД именно детьми с ЗПР.
Трудности в освоении ПДД
1. Низкая работоспособность детей в результате повышенной истощаемости;
2. Незрелость эмоций и воли;
3. Недостаточно сформированы знания о форме, размере и цвете;
4. Не сформированы пространственные отношения, что приводит к трудностям ориентировки по отношению к себе в пространстве города;
5. Несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений;
6. Страдает формирование морально-ценностных отношений (можно – нельзя);
7. Низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
При изучении ПДД выполняются следующие задачи:
Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий;
- закрепление знаний детей о правилах дорожного движения;
- закрепление правил поведения на дорогах.
Речевое развитие:
- владение речью как средством общения;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной речи;
- активизация и развитие словаря по теме;
- закрепление названия дорожных знаков.
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование готовности к совместной деятельности;
- формирование основ безопасности на улице.
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие восприятия художественной литературы.
Актуальность изучения ПДД
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
Оптимальной формой для изучения ПДД является лэпбук. Лэпбук – это интересное методическое пособие, которое расширяет возможности традиционных образовательных технологий.
Преимущества использования лэпбука
в образовательной деятельности с дошкольниками:
- «В одном месте все вместе!» - это очень удобно для педагога. Весь материал (картинки, загадки, дидактические игры, стихотворения, поговорки, пословицы) собран в одной папке. Это дает возможность провести занятие, используя один лэпбук по данной теме.
- Вариативность. Основными элементами лэпбука являются карманы, конверты. Это позволяет обновлять, добавлять или совсем менять информацию. Сам лэпбук остается, меняется его наполняемость.
- Свобода действий. При изготовлении лэпбука нет определенных, четких правил и норм. Здесь открыт простор для воображения и фантазии.
- Развитие коммуникативных навыков. Лэпбук незаменим в отношении развития коммуникаций между педагогом и ребенком, ребенком и ребенком. В процессе групповой игры с данным пособием развивается умение слышать друг друга, учитывать его мнение, его взгляд, умение договариваться, находить компромисс, общее решение. Так же при использовании лэпбука педагог развивает речь детей, мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
- Полифункциональность. Применение лэпбука возможно во всех образовательных областях.
- Диффиренцированный подход. При изучении материала дети, которые усваивают программу, могут самостоятельно использовать лэпбук. С детьми, которые не усваивают программу можно проводить групповые занятия. Так же в индивидуальной форме можно заниматься и с детьми, которые обучаются по АОП.
- Многофункциональность. Отдельные игры и задания пособия могут выдаваться родителям на выходные для совместного времяпрепровождения с детьми. После использования материалы возвращаются в лэпбук.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО
к развивающей предметно – пространственной среде:
– информативен;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Цель:
Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора;
-Познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Содержание лэпбука
Дидактическое пособие лэпбук «Безопасность на дорогах» предназначено для детей среднего дошкольного возраста. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Дидактическое пособие представляет собой две совмещенные папки. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме ПДД.
Лэпбук разделён на три части:
• раздел для детей;
• раздел для воспитателей;
• игровой раздел.
Раздел для детей
Раздел пособия состоит из 3-х карманов с разнообразным информационным материалом и развивающими играми.
«Картинки для разукрашивания»
В данном кармане расположены материалы для самостоятельной творческой деятельности: «раскрась картинку», «обведи по точкам и раскрась», «обведи по трафарету и раскрась».
Цель: запоминание правил дорожного движения, одновременно с раскрашиванием.
«Верно – неверно»
В данном кармане находятся следующие дидактические игры:
«Верно – не верно»
Цель: Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями, умение видеть опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице.
«Небылицы» которые содержат элементы, не относящиеся к дорожной ситуации.
Цель: Формирование у детей четкого понятия, что такое дорога, дорожная ситуация.
«Разрезные картинки»
В данном кармане расположены материалы развивающей игры «Собери разрезную картинку». Имеются несколько вариантов изображений: силуэтный, контурный и цветной.
Цель: Развивать сообразительность, зрительное внимание. Расширять словарь, развивать грамматически правильную связную речь.
«Дорожные знаки»
На сгибах пособия расположены ряды кармашков для дидактической игры «Найди свое место», где ребенок из общего числа картинок дорожных знаков должен разложить их на разрешающие и запрещающие знаки. Есть вариант игры «Найди ошибку», где ребёнок должен определить, верно ли воспитатель расставил знаки по кармашкам и объяснить ошибку.
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Раздел для воспитателей
Раздел пособия состоит из 2-х карманов с материалами для воспитателя при работе с детьми.
«Стихи»
Цель: разучивание стихов о ПДД, профессиях полицейского, регулировщика, транспорте, привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
«Загадки» (с изображением ответов)
Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Игровой раздел
С помощью карманов «Атрибуты» и «Виды транспорта», а так же макета светофора со съёмными сигналами (на липучках) возможно моделировать и проигрывать различные дорожные ситуации.
Так же макет светофора можно отдельно использовать для следующих дидактических игр:
- «Собери светофор»
Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Ход игры: Ведущий предлагает детям собрать светофор из предложенных кругов разных цветов. Дети объясняют свой выбор, рассказывают о назначении светофора.
- "Отремонтируй светофор"
Цель: Закреплять знания детей о сигналах светофора.
Ход игры: Воспитатель сам расставляет сигналы светофора (заведомо в неверном порядке) и объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети раскладывают круги сигналов на верные места.
- «Стой! Иди!»
Цель: Помочь детям запомнить, выучить правила сигналов светофора.
Ход игры: Ведущий в произвольном порядке устанавливает один из сигналов светофора, остальные участники игры должны выполнять действия согласно сигналу. Красный – стоять на месте, зелёный – переходить импровизированную дорогу.
Как уже было сказано, данное методическое пособие имеет свойство к усложнению, что позволяет использовать этот же лэпбук в старшем возрасте. Для этого необходимо усложнить и разнообразить наполнение. К старшему дошкольному возрасту будут добавлены:
- картинки (дорисуй-ка, разрезные картинки, картинки для разукрашивания с усложнением;
- картинки с изображением дорожных знаков, соответственно возрасту;
- пазлы;
- игра «Найди отличия»;
- схемы для конструирования;
- сюжетные картинки для составления рассказов;
- ребусы;
- подборка художественной литературы по теме ПДД.
Ожидаемые результаты
Социально-коммуникативное развитие:
У ребёнка сформировано сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
Развито отрицательное отношение к нарушениям ПДД;
Ребёнок владеет основными нравственными нормами и правилами поведения, способен отстаивать усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
Ребёнок проявляет внимание к собеседнику, умеет слышать других и стремиться быть понятым другими;
Ребёнок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности и играх;
Ребёнок умеет адекватно принимать оценку взрослого и сверстника.
Физическое развитие:
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
Ребёнок владеет элементарными нормами и правилами безопасного образа жизни.
Познавательное развитие:
Ребенок умеет ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности;
Имеет представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки;
Владеет базовыми правилами поведения на дороге;
Ребёнок проявляет любознательность, проявляет интерес к экспериментированию; задает вопросы, устанавливает причинно-следственные связи, способен к простейшим умозаключениям;
Ребёнок умеет действовать по образцу и заданному правилу, использует в процессе своей деятельности все виды словесной регуляции;
Ребёнок проявляет стремления к получению знаний, осознаёт важность и необходимость обучения.
Речевое развитие:
Ребёнок использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, расценивает речь как средство коммуникации;
Ребёнок владеет словарным запасом;
Способен составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.
Художественно-эстетическое развитие:
У ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности; в конструировании из разного материала;
Ребёнок эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений, сопереживает персонажам художественных произведений.