Орлова Юлия
Дидактический синквейн как средство обучения дошкольников развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Правила составления дидактического синквейна : В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание.
Публикация «Дидактический синквейн как средство обучения дошкольников развитию речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что? Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают) В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов. Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне и мнение автора об этом.
Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что? Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Например: Кто? - Лиса. Какой? - Хитрая, Рыжая. Что делает? - Охотится, Лакомится, Спит. Предложение - Зимой меняет шубку. Ассоциация - Дикое животное. Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем. Дидактический синквейн можно использовать : Для закрепления изученной лексической темы. 1. Рябина. 2. Тонкая, кудрявая. 3. Растет, Зеленеет, Цветет. 4. Ягоды рябины любят птицы. 5. Дерево. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте : 1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слоги. 5. Речь. Используя слова из синквейна, придумать рассказ. 1. Белка. 2. Пушистая. Рыжая. 3. Прыгает, Скачет, Заготавливает. 4. Белка живет в дупле. 5. Дикое животное. В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками. Различные вариации для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. - коррекция и совершенствование готового синквейна; - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). 1. 2. Быстрая, мощная. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю кататься. 5. Транспорт. При творческом, использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной. что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что: - технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя. - гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход. - способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. - носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Синквейн для воспитателя детского сада - это: - инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, - средство творческого самовыражения ребёнка, - способ обогащения словарного запаса, - подготовка к краткому пересказу, - и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. - Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. - Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Таким образом, выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе. Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности