Ирина Серебрякова
Дидактический материал на магнитах «Чья тень»
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Я. А. Коменский
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Публикация «Дидактический материал на магнитах „Чья тень“» размещена в разделах
Каково значение дидактического материала в детском саду?
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-пространственная среда, в которой находятся дети, должна быть в первую очередь содержательно-насыщенной. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактический материал, по определению Моисеева В. Б. - особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
- принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);
- принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
- принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
- принцип прочности ( память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой среды способствует их лучшему закреплению);
- принцип познавательной мотивации;
- принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Изучив методическую литературу по развитию и воспитанию детей раннего возраста, я решила изготовить дидактический материал на тему : «Чья тень?».
Для его изготовления мне потребовались следующие материалы :
- остатки линолеума чёрного цвета;
- картон для изготовления трафаретов;
- ножницы;
- супер клей.
Предлагаемый дидактический материал обладает следующими качествами:
- вариативность форм и способов подачи материала;
- ориентация на обучение с опережением;
- увлекательность содержания;
- нацеленность на развитие мыслительных способностей.
Дидактический материал является элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Создавая дидактический материал, обращала внимание на возрастные особенности и основные потребности детей.
Цели применения дидактического материал :
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
- формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, величине, положении в пространстве);
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
- развитие речевых навыков;
- обучение счёту;
- воспитание дружеских взаимоотношений.
Данный материал разработан мною на основе дидактической игры «Чья тень?» («Угадай по силуэтам») и предназначен как для совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности детей раннего возраста. Представляет собой наборы силуэтов на магнитах по темам : «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», домик, деревья, тучки и различные варианты заданий и упражнений к ним.
Использовать такие магниты можно детям раннего возраста, сначала просто показывая их и рассказывая о том, что на них изображено.
Изготовленный мною дидактический материал многофункциональный. Многофункциональность заключается в возможности использования игрового дидактического материала в качестве теневого театра.