Мария Дерябина
Дидактический материал для детей раннего возраста «Книжка-малышка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-
играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет
объяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Игра является важнейшим условием полноценного психического развития.
Темочки:
- Дидактические игры
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2023
Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Однако, чтобы это случилось, взрослым надо помогать детям играть и самим играть с ними. Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого. Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом.
Предлагая ребёнку игру или играя вместе с ним с игрушкой, мы проектируем при этом человеческую личность, так как игрушки и игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.
Дидактическая игра – это основное средство любого воспитания, познания окружающего мира, к тому же самый эффективный метод развития подрастающего поколения. Дидактическая игра дает возможность формировать новые знания, расширяя уже изученные. Ребенок по натуре очень любознателен, и игра позволяет удовлетворить его потребность в познании, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Дидактические игры решают огромное количество образовательных, развивающих и воспитывающих задач. Дети в процессе игры учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам; делать правильные выводы, обобщения. Очень важно на первом этапе - зрительное восприятие (наглядность, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Сначала мы малышу рассказываем, затем показываем и на последнем этапе он уже сам манипулирует с игрушкой, предметом, пособием. Таким образом, мы решаем главный принцип педагогики: «Услышу, увижу, сделаю – значит пойму!».
Маленькие дети получают информацию об окружающем мире прикасаясь пальчиками к предметам. Ребенок учится понимать, что такое холодно, что такое горячо, что предметы бывают острыми, мягкими, шершавым, гладкими. Мягкие и теплые вещи нравятся детям и не случайно они носятся с утра и до вечера с мягкими игрушками и не расстаются тогда, когда идут спать. Именно поэтому дети очень любят мягкие книжки из ткани, которые можно сшить самим. Нам захотелось создать ещё, что - то новое, интересное, так получилась развивающая "Книжка- малышка. Ведь она по всем параметрам подходит для развития сенсорных способностей детей, развивает речь, память, внимание, первоначальные математические знания, развивает мелкую моторику, развивает навыки пользования некоторыми застежками.
Для изготовления такой развивающей книжки требуется :
Фетр 20*20 см.
Флис
Ситец
Сатин
Тесьма
Сетка
Липучки
Бусины,
Пуговки
Стразы
Нитки
Нитки мулине
Ножницы
Игла
Пришивные кнопки
Цель: Развивать кругозор ребенка.
Задачи:
обогащать сенсорный опыт и тактильные ощущения;
развивать зрительную память, восприятие и внимание;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
расширять словарный запас.
Вариант рассматривания первой странички
Развивающая "Книжка - малышка"имеет образовательное и воспитательное значение. Данную книжку можно использовать в совместной образовательной деятельности, а также ребенок в самостоятельной игровой деятельности. Игровые задания могут быть разными.
Воспитатель показывает улитку. Читает потешку.
Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!
Посмотрите, это у улитки домик на спинке, погладьте, какой он шершавый, бусинки на домике. Иногда улитка прячется в свой домик. А это у нее голова и рожки, погладьте, какие они мягкие.
Пальчиковой игры «Улитка, улитка».
Ребята, попросим улитку показать свои рожки. Встанем в круг и поиграем вместе с улиткой.
Улитка, улитка покажи рога (указательные пальцы у головы).
Дам кусочек пирога (ладошки вместе).
Ватрушки, лепешки (кулачок левой руки вкладывают в правую и наоборот).
Покажи свои рожки (указательные пальцы у головы).
Услышала улитка и высунула рожки. Хотите еще раз поиграем с улиткой? (при согласии детей игра повторяется).
Вариант рассматривания второй странички
Воспитатель предлагает малышам рассмотреть ежика, тучки, потрогать руками, назвать цвета, найти и показать глазки, носик, туловище. Воспитатель спрашивает у детей, чего не хватает на картинке (солнышка).
Воспитатель говорит, что ёжик почему -то не веселый, у него что то случилось.
Ежик потерял яблоки.
Воспитатель предлагает детям посчитать яблоки подарить ёжику.
Дети дарят ёжику яблоки и солнышко (прикрепляют к липучкам).
Воспитатель читает стихотворение.
Ёжик по саду неспешно идёт,
Яблоко красное в норку везёт.
Тихо журчит ручеёк ему вслед.
Будет у ёжика вкусный обед.
Вариант рассматривания третей странички
Дидактическая игра «Огород»
Благодаря данному пособию, развивается речь, мышление, воображение, развивается мелкая моторика пальцев рук.
Задачи: Закрепить знания детей об овощах, и месте их произрастания. Учить различать овощи по внешнему виду. Обогащать словарный запас детей.
Описание игры:
Воспитатель просит ребенка собрать урожай, ребенок собирая урожай называет овощ, тем самым закрепляет названия овощей.
Воспитатель просит другого ребенка посадить на грядке овощи определенных цветов. Например: воспитатель предлагает посадить овощ оранжевого цвета, Ребенок сажает морковь.
Так же данная игра поможет ребенку закрепить счет: одна капуста, три морковки, две свеклы и т. д.
Игровое упражнение «Чего не хватает?»
Воспитатель на картинке открепляет различные части тела птицы и спрашивает детей : «Чего не хватает у совы?» (не хватает крыльев, клюва, глаз)
Вариант рассматривания пятой странички
Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и прикрепить его на липучки (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.
Вариант рассматривания шестой странички
Дидактическая игра «Веселая змейка».
Воспитатель предлагает рассмотреть змейку, потрогать её. Спрашивает детей какие геометрические фигуры изображены (круги,что здесь лишние (сердечко). Какого цвета круги. Воспитатель просит детей пальчиком провести по змейке, она извилистая.