Галина Задольская
Дидактические пособия для развития тактильных ощущений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тактильные ощущения- один из самых главных способов познания ребенком окружающего мира. Осязание – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир, и первое, что чувствует ребенок после появление на свет — это прикосновение. Тактильные игры для малышей необходимы для развития осязания наряду с тем, как мы развиваем слух и зрение младенца.
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Дети используют тактильные ощущения для исследования окружающего мира. Очень важно удовлетворять желание детей, что-то потрогать или пощупать. Игры на тактильные ощущения развивают у детей восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Эти пособия можно использовать для работы с детьми с раннего дошкольного возраста.
Пособие : «Тактильные зверушки»
Материал для изготовления пособия : картинки с изображением разных зверушек, подручный (бытовой) материал для тактильных ощущений : палочки для суши, фасоль, пуговицы, сетка, губка для посуды мягкая и жесткая, макароны, трубочки для сока, полиэтилен с пупырышками, декоративные пампоны, бархатная бумага, шерстяные нитки.
Пособие : «Тактильные мешочки»
Материал для изготовления пособия : ткань разных цветов, наполнение для мешочков (фасоль, греча, горох).
Сенсорные мешочки — это мешочки, в которые помещаются мелкие предметы. Играя с ними, ребенок понимает, что на первый взгляд похожие предметы могут быть разные на ощупь, по-разному весить, издавать разные звуки, быть разного цвета. Ребенок учится анализировать, сравнивать и находить подобное и различное. В процессе игр с мешочками происходит развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, интеллектуальных способностей, речи, мелкой моторики.
Пособие : «Тактильный котик»
Материал для изготовления пособия : фетр разного цвета, лапы и хвост на кнопках, декоративные глаза для кота, прозрачная сетка, для наполнения бусы разного цвета и размера, рис.
В процессе игры с «тактильным котиком» развивается не только зрительное и тактильное восприятие, но и активно развивается речь ребенка.
«Посмотри и расскажи»
Цель: развитие зрительного восприятия через тактильные ощущения.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку зрительно, с помощью тактильных ощущений определить, что находится «в животике» у котика (под сеточкой).
«Определи на ощупь»
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: ребенку предлагается на ощупь определить поверхность каждой зверушки.
Ребенок учится узнавать и называть тот или иной материал на ощупь. Учится сравнивать, определять существующие между ними различия. И что очень важно, развитие тактильных ощущений благотворно влияет на развитие речи.
Пособие «Тактильные дорожки для пальцев»
Материал для изготовления пособия : «разноцветные полянки» из фетра с разными текстурными и фактурными дорожками, проходящими по центру. Дорожки выполнены из разного материала и расположены в разных направлениях. Детям предлагается обследовать текстуру с помощью пальчиков, рассказать, какая поверхность на ощупь, правильно выбрать направление и пройти по ней, это способствует развитию ориентировки на плоскости.
Игра помогает активизировать психические процессы у детей : мышление, внимание, воображение, восприятие, развитие мелкой моторики рук, ориентирование в пространстве, познавательное развитие.
К пособию прилагается несколько сказочных персонажей пальчикового театра, что позволяет разнообразить вариант дидактических игр : «Помоги зайке пройти по дорожке», «Догони зайца», «Проведи лису по кочкам». Игра с пальчиковыми куклами требует большей концентрации внимания, она предполагает действие одного ребенка, как одной рукой, так и двумя, либо парной игры.
Тактильное панно : «Дикие и домашние животные»
Многофункциональное дидактическое панно предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, для обыгрывания сюжетов.
Панно изготовлено из мягкого материала белого цвета с липкой лентой, предназначенной для прикрепления деталей панно: животных, деревьев, облаков и т. д. Размер и материал, из которого сделаны животные, позволяет закреплять знания детей о животных, особенностях их жизни. Данное пособие развивает общие познавательные способности детей, умение наблюдать и описывать объекты, что помогает расширять и обобщать знания о мире животных, развивать интеллектуальные способности детей. Большая поверхность и мягкая основа панно дают возможность работать нескольким детям одновременно, как сидя за столом, так и на ковре, что вызывает у ребенка большой интерес и эмоциональную отзывчивость, закрепляет ориентировку на плоскости.
Тактильное здоровьесберегающее пособие «Массажные дорожки»
Материал для изготовления пособия : основа-фанера, покрытие- фрутокрышки, бельевая нить, обувной коврик, цветные карандаши, палочки для суши, губки для посуды, фасоль, винные пробки, мочалка для спины.
На самом деле это не новое веяние оздоровления организма. С давних времен люди ходили босиком по земле, траве. Это укрепляло здоровье. Сейчас у большинства нет возможности бегать по росе, скошенным злакам или газону. Хорошей альтернативой будут домашние оздоровительные процедуры. А для ребенка это можно совместить с увлекательной игрой и развивающими занятиями.
Даже если у вашего малыша все в порядке со здоровьем, врачи отмечают хорошее состояние свода стопы и отсутствие каких-либо проблем, иметь это приспособление полезно в профилактических целях. Практически всем известно, что на стопе есть множество точек, воздействие на которые благотворно влияет на организм. Занятие с детьми на массажном коврике дает следующие преимущества:
• способствует правильному формированию стопы;
• является профилактикой плоскостопия;
• повышает иммунитет;
• стимулирует развитие малыша (в том числе и речевое);
• снимает нервное напряжение, расслабляет.
Большое значение в укреплении иммунитета имеет массаж стоп, ведь стопы – это проекция всех органов человека. Массажная дорожка полезна детям для развития тактильных ощущений, т. к. ходьба по разным участкам поверхности дорожки здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически-активные зоны подошвенной части стопы. Во время ходьбы по дорожке босиком дети выполняют различные дыхательные и двигательные упражнения. Дорожка здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.
Это пособие очень любят дети, потому что они играют и лечатся параллельно, а тренировки не вызывают неприятных или болезненных ощущений.