Марина Моржухина
Макет «Берегите лес от огня»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных, особенно для наших маленьких детей.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых.
Начиная познавать окружающий мир, малыш может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Основные задачи взрослых привить детям культуру безопасного поведения, ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.
Основные приёмы обучения это – инсценировки литературных материалов, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, игры с макетами и т. д.
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены основные направления развития ребенка: инициативность, самостоятельность и творчество, перед нами встала необходимость поиска новых форм взаимодействия с детьми, с целью их всестороннего развития, а также поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества.
Применение передовых инновационных технологий дает возможность мне, как педагогу добиться намеченных целей, сделать процесс ознакомления ребенка с окружающим миром наиболее интересным и запоминающимся.
Данное дидактическое пособие посвящено теме пожарной безопасности детей. Обучение правилам пожарной безопасности является одним из важнейших моментов безопасности жизнедеятельности для детей.
Цель: Закрепление элементарных правил пожарной безопасности с детьми, развитие у них чувства самосохранения.
Задачи:
• познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
• формировать правила пожарной безопасности, чувство опасности огня;
• закрепить знания детей о профессии пожарного их нравственных качествах и технике, помогающей человеку тушить пожар;
• создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей, активизировать словарь по данной теме;
• способствовать развитию связной и диалогической речи детей;
• распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди педагогов, родителей.
Разработанное дидактическое пособие, с применением игровой инновационной технологии, позволяет решить перечисленные задачи, в форме игры обобщить, закрепить, систематизировать имеющиеся знания детей о пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях.
На развороте макета собраны материалы по правилам пожарной безопасности:
Причины пожара
Стихи, загадки
Картинки пожарные, "Специальный транспорт" (Пожарная машина, самолёт МЧС России, вертолёт МЧС России, скорая помощь, машина ГБДД).
Игра лото "Что нужно для пожарного?"
Действия при лесных пожарах
Подготовительный этап: сбор сведений, подбор литературы, материалов, обогащение предметно-пространственной развивающей среды).
Что знают дети? Что хотят знать? Как можно узнать?
Огонь - это опасно. Почему он опасен? Рассмотреть иллюстрации,
Почему нельзя играть с огнем? Поиграть в "Пожарных",
Огонь - друг или враг? Прослушать аудиосказку,
Кто борется с огнем? Просмотреть видеофильм,
Какая техника помогает бороться с огнем? Мультфильм,
Что делать, если увидел огонь? Почитать книгу,
Что делать, если начался пожар?
Рассматривание макета «Берегите лес от огня».
Цели: формировать умение рассматривать картинки, назвать то, что увидели, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие умозаключения.
Беседа «Спички детям не игрушки».
Цели: закрепить понятие, что спички детям не игрушка; воспитывать осторожное обращение с огнем.
Минутка безопасности.
Тема: «Словесная игра «Можно – нельзя»
- Можно детям брать спички. (нельзя)
- Огонь можно потушить водой. (Можно)
- К огню можно подходить (Нельзя)
- От игры со спичками может возникнуть пожар (может)
- Спички можно приносить в детский сад. (Нельзя)
Цели: учить детей осторожному обращению с опасными предметами.
Рассматривание картинок «Пожарный».
Цели: расширять и укреплять знания детей о профессии пожарного, воспитывать уважение к людям героических профессий, закреплять правила пожарной безопасности.
Дидактическая игра «Назови то, что нужно пожарному».
Цели: знакомить детей с работой пожарных, с предметами необходимыми для пожарной машины. Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление. Умение классифицировать предметы. Активизировать словарный запас по теме.
«Пожарная машина».
Цели: научить связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия окружающих предметов.
Игра: «Вызови пожарных».
Цели: формировать у детей умение называть свой адрес.
Сюжетно - ролевая игра «Пожарные».
Цели: учить детей понимать, какие поступки вызывают одобрение взрослых, продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией пожарного; учить детей игровым действиям.
Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Цели: развивать умение находить предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, воспитывать смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему».
Игровые правила: отыскать в игровой зоне соответствующую игрушку.
Материал подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, может быть использован для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Можно выбрать задания под силу каждому. Дети с большим желанием познают "Правила Пожарной Безопасности".
Это отличный способ для изучения и закрепления с детьми в занимательно-игровой форме знаний по правилам пожарной безопасности. Помогает осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное как для детей, так и для педагога.
Макет «Берегите лес от пожара» - отличный помощник в работе педагога с детьми и родителями.
Если увидел пожар – зови на помощь.
Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай
И в «01» поскорее звони
Срочно пожарным, помогут они.
И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнём
А выбирайся доступным путём.
Мокрым шарфом нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши.
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не ожгись!
Загадки:
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(Лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
(Пожарная машина)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей (водой)
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …. (нельзя)
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает. (Огонь)
Без рук, без ног, а бушует. (Огонь)
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)
Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки. (Спички)
Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела. (Спичка)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
Он - друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом.
(Огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,
Он от злости ест дрова,
Целый час, а, может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.
(Пожарная машина)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей (водой)
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …. (нельзя)
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает. (Огонь)
Без рук, без ног, а бушует. (Огонь)
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)
Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки. (Спички)
Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела. (Спичка)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
Он - друг ребят,
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днём, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар)
У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я - (огонь)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь!
(Пожарный)
В мире есть она повсюду,
Без неё так трудно люду!
С огнём справится всегда.
Друзья, что это? (Вода)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
Стихи.
ПОЖАРНАЯ МАШИНА
Машина пожарная - красного цвета.
А ну-ка, подумай, зачем нужно это?
Затем, чтобы каждый, увидев, бежал
В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Ужасная скорость! Гудок, будто вой.
"Стоять всем на месте!"- свистит постовой.
Только машине красного цвета
Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.
Пожарные в касках сидят в два ряда.
В цирке пожар. Они едут туда.
Крыша горит и пылает арена!
За дело пожарные взялись мгновенно.
Только мелькают по лестнице пятки,
Ныряют в огонь смельчаки без оглядки.
Спасают верблюда, выводят слона.
Вот где сноровка и сила нужна.
Пожарный под куполом как акробат:
Там две обезьянки от страха вопят.
Под каждой подмышкой торчит по мартышке,-
Он их достал и вернулся назад.
Огонь побежден. Он утих и погас
А цирк подновят и откроют для нас.
Пожарной машине красного цвета
И смелым пожарным спасибо.
Загадки.
Я не сам по себе, Тоненькая девочка,
А сильнее всего Белая юбочка
И страшнее всего, Красный носик.
И все любят меня, Чем длиннее ночи,
И все губят меня Тем она короче
(огонь) От горючих слёз.
(свеча)
Дрожит свинка,
Золотая щетинка. Мать толста,
(огонь) Дочь красна,
Сын – бес
В камне спал, Долетел до небес.
По железу встал, (печь, огонь, дым)
По дереву пошёл,
Как сокол полетел Золотая пчёлка
(огонь) Села на ёлку.
Если её не прогнать
Без рук, без ног, Ёлка может запылать
А на гору быстро ползёт. (огненная искра)
(огонь)
В одной коробке
Шипит и злится, Сто пожаров
Воды боится. (коробок со спичками)
(огонь)
С языком, а не лает, Если дым валит клубами
Без зубов, а кусает. Пламя вьётся языками,
(огонь) И огонь везде, и жар
Это бедствие - ….
(пожар)
Маленький конёк,
Вместо гривы – огонёк.
(спичка)
Список художественных произведений:
1. С. Я. Маршак «Кошкин дом»
2. С. Я. Маршак «Пожар»
3. С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
4. К. Чуковский «Путаница»
5. Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»
6. Л. Толстой «Пожар»
7. Л. Толстой «Пожарные собаки»
8. Б. Житков «Пожар»
9. Б. Житков «Дым»
10. Б. Житков «Пожар в море»
11. В. Гальченко «Огонь невидимка»
12. В. Гальченко «Приключения пожарного»
13. Т. Кинько «Наш номер 01»
14. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
15. Т. Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
16. А. Чувилин, Б. Фонин «Огонь – опасная игра»
17. Р. Г. Подольный «Как человек огонь приручил»
18. Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
19. С. Михалков «Дядя Стёпа»
20. Т. Юрмин "Кто плохой?";
21. В. Ровицкий "Друзья в твоём доме";
22. И. Демьянов "Коробок – чёрный бок";
23. К. Паустовский "Барсучий нос";
24. Е. Хоринская "Спичка-невеличка";
25. А. Шевченко "Как ловили уголька"
26. Ю. Яковлев «Кто, о чём поёт»
Список использованной литературы.
1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с. .
2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -Москва,Просвещение,1992г.
3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.
4. Бурдина С. В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности. -Киров,2004г.
5. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. – М. : Детство-пресс, 2010. – 128с.
6. Маршак С. Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое. - Москва, Детская литература,1989г.
7. Максимчук Л. В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М. : Центрпедагогическогообразования,2008
8. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007
9. Никитина Е. Печатное издание для детей трёх лет серия «Многоразовые наклейки» Пожарные Художник Макрушина С. Изготовитель ООО «Издательство «Стрекоза» 2017г.
10. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольноевоспитание2006
11. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2013. – 64.