Cветлана Пурова
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическое воспитание предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благополучного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Роль дидактической игры экологического содержания очень велика. Игра помогает детям увидеть целостность мира, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что не разумное вмешательство человека может повлечь за собой не обратимые процессы в природе. Чтобы дети стали бережнее относится к природе, растениям и животным я разработала несколько игр экологического направления. С детьми старшей группы мы играли в игры на закрепление знаний о разнообразии деревьев и кустарников, развития умения различать их и находить нужное растение, а также с помощью игр мы знакомились с птицами, животными и насекомыми. Определяли места их обитания. Дети с помощью игр узнали правила поведения в природе. Введение элементов соревнования: «Кто быстрее?», «Кто больше?» повышало интерес к этим играм.
1. Игра-гусек: «Берегите природу»
Помогите природе, не засоряйте водоемы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда, не жгите в лесу костры, не топчите насекомых и тогда природа отблагодарит вас пышным цветением, богатым урожаем цветов, грибов и ягод. Звонким пением птиц и тихим шелестом листвы. Обязательно позови друзей, играть вместе веселей!
Правила игры : в эту игру могут играть два и более человека. Для игры нужны кубик и фишки. Фишки выставляют на старт. Поочередно бросая кубик, игроки начинают движение, каждый своей фишкой. Соблюдать требования цветовых знаков.
Цель игры : первым добраться до финиша.
Требования цветовых знаков:
-перейди по направлению стрелки;
-брось повторно кубик и сделай ход в обратном направлении;
-пропусти один ход;
-сделай один дополнительный ход.
2. Игра «Как это бывает?»
Дидактическая задача : закреплять знания о том, что нельзя засорять водоемы, разорять гнезда птиц, ломать деревья и кусты, топтать насекомых, жечь костры в лесах.
Игровая задача: подобрать иллюстрации в определенной последовательности (к чему приводит то или иное нарушение правил в природе, рассмотреть и обсудить поступки детей и их последствия.
Игровые действия:
1 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают по смыслу подходящие картинки, объясняют свой выбор.
2 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают по смыслу подходящие картинки, объясняют свой выбор. Задание на развитие творческих способностей детей «Продолжи цепочку» - нарисовать самим, что можно сделать для исправления той или иной ситуации, возникшей в результате нарушения правил поведения в природе (посадить цветы и деревья, построить скворечники)
3 вариант. Играет несколько человек. У каждого в руке по одной картинке. По сигналу дети находят подходящие по смыслу картинки, объединяются в подгруппы, обсуждают содержание, подобранных картинок. Побеждает та подгруппа, которая быстрее соберется.
3. Игра «Что хорошо, что плохо?»
Дидактическая задача : закреплять правила поведения в природе.
Игровая задача: подобрать иллюстрации по смыслу (что хорошо, что плохо, рассмотреть и обсудить поступки детей и их последствия.
Игровые действия:
1 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают по смыслу подходящие картинки, объясняют свой выбор.
2 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают по смыслу подходящие картинки, объясняют свой выбор. Задание на развитие творческих способностей детей: нарисовать новые ситуации правильного и неправильного поведения в природе.
4. Игра «Путаница»
Дидактическая задача : закреплять знания детей о строении цветов, деревьев и кустов.
Игровая задача: правильно соотносить части цветов, деревьев и кустов (корень находится в земле, ствол над землей, листья и цветы на стволе)
Игровые действия:
1 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Раскладывают части цветов, деревьев и кустов по порядку (корень, ствол, листья, цветы). Выиграет тот, кто это сделает быстрее.
2 вариант. Играет несколько детей за столом. У одних только корни, у других только стволы, у третьих листья, плоды и цветы. Надо правильно собрать цветок, дерево и куст.
5. Игра «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их»
Дидактическая задача : знать и называть название деревьев и листьев.
Игровая задача: подобрать листья к определенному дереву и назвать его.
Игровые правила: кто быстрее найдет нужный листок к дереву.
Игровые действия:
1 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают нужные листья к деревьям.
2 вариант. Играет 1-2 ребенка за столом. Подбирают нужные листья к деревьям, объясняют свой выбор. Задание на развитие творческих способностей детей: нарисовать листья к деревьям самим.
3 вариант. Играет группа детей. У каждого по одному дереву и несколько листьев, находят нужный листок.
6. Игра «Найди по описанию»
Дидактическая задача : закреплять знания о внешнем виде различных природных объектов.
Игровая задача: по описанию определить природный объект.
Игровые действия: дети находят картинку с изображением того или иного природного объекта, который описывает педагог.
Материал: наборы картинок (деревья, кусты, цветы, птицы и т. д.)
Варианты усложнения:
-дети сами описывают объекты;
-игра проводится по типу игры «Да-нет».
7. Игра «Прилетели птицы»
Дидактическая задача : закреплять названия птиц, развитие навыков обобщения.
Игровая задача: определить лишнее.
Игровые правила: топать или хлопать, если воспитатель ошибся и назвал не только птиц.
Игровые действия: Сидя в кругу, воспитатель называет птиц, дети внимательно слушают и находят ошибку.
Примечание: данную игру можно проводить и используя названия других групп природных объектов (звери, насекомые, ягоды и т. д.)
8. Игра-рассуждение «Что было бы, если из леса исчезли…»
Дидактическая задача : развитие представления о равновесии в природе и о последствиях его нарушения.
Игровая задача: выяснить, что будет если исчезнут птицы (насекомые, деревья, кусты и т. д.)
Игровые действия: дети, сидя в кругу передавая друг другу мяч рассуждают, что было бы, если из леса исчезли птицы (насекомые, деревья, кусты).