Татьяна Фролова
Дидактические игры в формировании ЭМП детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – это обучающая игра. Занимаясь дидактической игрой, дети учатся. Дидактическая игра может быть коллективной или индивидуальной. Существенный признак этих игр – устойчивая структура, которая отличает дидактическую игру от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры – это игровой замысел, игровое действие и правила.
Публикация «Дидактические игры в формировании ЭМП детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость ребёнка в различении, выделении, назывании множеств предметов. чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений ребёнка.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В дошкольных программа и авторских методиках представлено достаточно большое количество дидактических средств, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера предполагает формирование умений классифицировать предметы по разным основаниям, определять значимый признак. производить операцию сериации, а так же выполнять с данным материалом другие логические действия.
В старшем дошкольном возрасте использование дидактического материала способствует накоплению у ребёнка опыта по определению свойств и отношений предметов и их замещению. Используются такие дидактические игры как «Составь из частей целое», «Отгадай-ка», «Шкатулка свойств», «Кладоискатели», «Какая крона у дерева?» и т. д.
Вначале у ребёнка формируется умение сравнивать, сопоставлять реальные предметы с моделью, устанавливать измерительные отношения. Например: детям предлагаются такие игры как «Заколдованная картина», «Волшебный экран», «Размести гостей», «Любознайки» и др. Для повышения интереса, развития самостоятельности и расширения математических действий у детей используются свойства: наглядность, деление моделей на составные части, наличие элементов заменителей.
Затем у детей формируется умение использовать модель вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно. В ходе этой деятельности ребёнок обобщает, выделяет общее или различное, упорядочивает, группирует предметы и схематизирует представления. Например: предлагаются такие игры «Найди общее», «Похожи не похожи», «Чья семейка» и тому подобные игры. Математические игры повышают интерес к математическим действиям, так как игры занимательные и предполагают несколько участников игры.
Используя дидактические игры, ребё нок знакомится:
- со смыслом арифметических действий на основе оперирования множествами предметов;
- использует математические знаки и символы на основе оперирования множествами предметов выбирают действия и составляют математическое выражения;
- познаёт простейшие приёмы арифметических вычислений;
- обучается способам решения задач – выбор действий, вычисление результата.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания дошкольников, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе дидактических игр ребёнок учится решать познавательные задачи вначале под руководством педагога, а затем самостоятельно. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышлению, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Литература
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : «Просвящение». 1985.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. дораб. – М. : «Просвещение». 1991.
3. Большакова М. Д., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Математика вокруг нас. // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №5. С 41-45
4. Брахнова А. Играем с блоками Дьенеша. // Ребёнок в детском саду. – 2015. - №5. С 25-29