Унарова Соргулаана
Дидактические игры с прищепками
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.
Что изменилось сейчас? В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, формой, широкой цветовой гаммой, сделанные из различных материалов от пластмассы до дерева.
Публикация «Дидактические игры с прищепками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2020
Дидактические игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики у детей, уточнению и развитие словаря, стимуляция речевой активности, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. Также развивающие игры с прищепками, благодаря стимуляции определенных участков головного мозга, способствуют более быстрому развитию речи у ребенка.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Когда происходит дидактическая игра с прищепками, то указательный и большой пальцы ведущей руки испытывают напряжение схожее с тем, которое нужно приложить при удержании пишущей ручки. Параллельно с физическим развитием кисти происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса, активизируется творческое мышление, происходит формирование пространственных понятий и чувственного восприятия мира.
Игры с прищепками - сложное занятие и остается таким, особенно для детей с нарушениями зрения, очень долго. Если с крупами все просто, и даже с крышечками у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз.
Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенка пользованию прищепкой.
Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую.
Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.
Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы. И, самое главное, не прищемить пальчики! Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.
Игры для развития воображения.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку предложить собрать самостоятельно.
Примеров того как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок. Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками.
1. «Разговор животных»
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
2. Игра «Ёлка»
Для игры понадобятся прищепки зеленого цвета и заготовка в виде широкой зеленой полоски из картона.
«Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом».
Но смотри, елочка плачет. Она по дороге потеряла все иголки. Давай мы ей поможем вернуть все иголочки. После этого ребенок должен прикрепить все прищепки на картонную полоску.
3. Игра «Тучка и цветок»
При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка). Перед началом игры мама выкладывает заготовки на листочек и говорит: «Смотри, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка». Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки.
«Капай дождик веселей.
Нам цветочек ты полей!»
После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины. После того, как ребенок это сделал, маме нужно его похвалить, отметив, что его цветочек вырос красивым.
4. Игра «Забавные ежики».
Цель: Учить детей различать и правильно называть цвета и их оттенки, учить сопоставлять цвет предмета с цветом прищепки, развивать мелкую моторику рук.
5. Игра «Разноцветные ромашки».
Цель: Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к шаблону, развивать мелкую моторику рук, развивать логическое мышление.
Сенсорные упражнения с прищепками.
Для развития сенсорики используются преимущественно прищепки основных цветов : зеленые, желтые, красные, синие, которые очень просто приобрести в магазине.
1. «Цветные коробки»
На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. Позже можно внести элемент соревнования.
2. «Выстроим заборчики»
В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает «штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки.
3. «Цветной круг»
В игре, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счета. Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов.
4. «Поможем маме»
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда ребенку нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежду, натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
5. Игра: «Одноцветики».
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика.
Вариант игры : педагог предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её.
6. Игра: «Чередовашки» :
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка.
Вариант игры : сначала педагог предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка.
7. Игра: «Цифротека» :
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 4-5-ти; развивать мелкую моторику рук.
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5. Вариант игр: педагог предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок.
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре.
Можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок.
Главное, в таких занятиях терпение, потому что справиться, с прищепкой с первого раза мало кому удается, а потом проявить максимум фантазии и придумывать что-то новое. Чтобы довести начатое дело до конца, получить положительные эмоции от процесса действия, нужны точные и скоординированные мелкие движения пальцев рук. Мелкая ручная моторика - это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией. Использование прищепок -это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению ученых-исследователей «можно рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- стимуляция речевой активности детей;
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу;
Опыт работы нашего коллектива показал, что игры с крышечками и прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.