Светлана Костарева
Дидактические игры с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллекту-ально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращен-ными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.
Публикация «Дидактические игры с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В своей работе с детьми младшей и средней группы, я использую все классифицированные игры.
Для детей второй младшей группы, стараюсь использовать, игры с игрушками и пред-метами, так как очень важно ощущение пальчиками рук предмета, узнавание их поверх-ности, шероховатостей, неровностей.
Для детей средней группы использую игры с усложнениями. Для формирования интереса к игре, я изготавливаю игры, использую красочные, прочные и гипоаллерген-ные материалы. Во время игр у детей воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети познает жизнь, познает самого себя. С помощью дидактических игр осуществляю сенсорное воспитание детей, развиваю познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Использую игру, как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Постоянно ищу новые идеи для изготовления игр, на развитие мелкой моторики. Использую подручные материалы, пуговицы, шнурки, пластиковые мелкие предметы, которые можно использовать для детей каждой возрастной категории.
В своей работе использую так же словесные игры. Для работы созданы картотеки дидактических игр по возрастам. Ребята с удовольствием играют в словесные игры, сначала мы играем вместе с детьми, всей группой, подгруппами, индивидуально.
В дальнейшем дети уже начинают самостоятельно играть, проявляют инициативу, пытаются проявить свои организаторские способности.
К работе по формированию устойчивого интереса к играм, для родителей воспитанников изготавливаю буклеты, провожу консультации. Ведь родители должны так же понимать значение игры в жизни ребенка, проявлять инициативу для развития игрового замысла.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрос-лыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и же-лание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существен-но отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.