Умрихина Наталья
Дидактические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудесный мешок»
Цель игры : Уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Игрушечные машины: автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Планирование: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса, цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.
«Покажи, кого назову»
Цель игры : Умение ориентироваться на слух, в пространстве.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Задачи: Умение находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.
Планирование: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Катя? (Егор, Максим и т. д.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить имя». И так игра повторяется.
«Кто что услышит?»
Цель игры : Развитие слухового внимания, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан
Планирование: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать
«Угадай игрушку»
Цель игры : Формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Оборудование: 4 игрушки: заяц, мишка, лиса, утенок
Планирование: Воспитатель показывает детям игрушки. Надо сразу научить детей правильно называть предмет. Воспитатель, рассказывает о каждой игрушке, называя их внешние признаки, а дети должны угадать эту игрушка.
«Во саду ли, в огороде?»
Цель игры : Умение группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Оборудование: Магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Планирование: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты, они растут на дереве. Свекла, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи, они растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)»
«Кто с нами рядом живет?»
Цель игры : Умение узнавать, показывать и называть птиц изображенных на картинках.
Оборудование: Необходимы предметные картинки на тему «Птицы».
Планирование: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают.
«Моя улица»
Цель игры : Расширение представление детей об улице, об окружающих предметах.
Оборудование: Машина игрушечная, кукла, одетая в шапку, игрушка- собака, кирпичики и кубики.
Планирование: Педагог на прогулке вместе с детьми рассматривают: улицу: дома, дорогу, по дороге едет машина, идут люди, собака бегает. На занятии воспитатель спрашивает детей, что они видели на прогулке. Затем взрослый вместе с детьми строят улицу: из кубиков – дома, из кирпичиков – дорожку узкую и широкую. Затем дети играют. Во время всех действий воспитатель отрабатывает навык речевой активности в употреблении общепринятых слов (машина едете, кукла идет).
«Кто внимательный»
Цель игры : Развитие остроты слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование:3 игрушки - кукла, игрушечный мишка, машинка.
Планирование: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 метров от взрослого. Воспитатель произносит задания шепотом, ребенок должен слушать внимательно, чтобы услышать, понять и выполнить эти поручения.
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Воспитатель все задания должен давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.