Степанушко Людмила Ивановна
Дидактические игры по православию для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактическая игра «Мой ангел» (для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы)
Программное содержание:
• расширять представления детей о сотворении мира Богом;
• уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;
Публикация «Дидактические игры по православию для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Старшая группа
- Темочки
• воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.
Материалы: шаблоны ангелов (Приложение №1, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.
Ход игры:
1. Рассказ педагога об ангелах.
Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.
2. Вспомнить у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.
3. Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Выставка детских работ.
Источник: https://doshvozrast.ru/igra/igradidakt29.htm
2. Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
• поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
• содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.
Материалы: образцы узоров (Приложение №2, белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей.
Материал № 2: пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки.
Ход игры:
1. Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.
2. Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
3. Изготовление пасхальных подарков.
4. Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их - кто больше найдет.
3. Дидактическая игра «Украшение иконы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• расширять представление детей об иконе;
• познакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
• учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
• способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.
Материалы: Иконы «Богоматери» (Приложение №3, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.
Ход игры:
1. Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой «Икона Божьей Матери»
Икона Божьей Матери,
Прошу меня храни.
От бед, напастей горестных
Меня убереги.
С Тобой я свет увидела
В далёких облаках.
Икону Божьей Матери
Держу я на руках.
Растопишь сердце ты моё
В преддверии трудных дней
И станет ясно и легко
На душе моей.
2. Рассматривание икон, выбор иконы для игры.
3. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
4. Украшение иллюстрации иконы.
5. Рассматривание и обсуждение.
4. Дидактическая игра «Собери Храм» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• знакомить детей с внешним устройством Храма;
• дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;
• расширять словарный запас детей;
• способствовать развитию образного восприятия Храма;
• воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
Материал: образец Храма (Приложение №4, несколько наборов мозаичного изображения Храма.
Ход игры:
1. Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части.
2. Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.
По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.
5. Дидактическая игра «Узнай и назови икону» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• расширять представление детей об иконе;
• знакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон;
• учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;
• воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам;
• способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.
Материалы: иконы с Образами, известные детям (Приложение №3 образы святых Серафим Саровский, Пятирим Тамбовский, Николай Угодник, Матрона Московская, Ксения Петербуржская, Марфа Тамбовская).
Ход игры:
Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.
6. Дидактическая игра «Назови православный праздник» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
• воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №5).
Ход игры:
1. Рассматривание картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.
7. Дидактическая игра «Назови библейское событие» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
• прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с библейскими сюжетами (Приложение №6).
Ход игры:
1. Рассматривание картинок. Беседа о событиях, изображенных на них, их значении.
2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют библейское событие. Затем рассказывают всё, что о нём знают.
8. Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
• воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материалы: картинки с символами основных православных праздников (Приложение №7).
Ход игры:
1. Рассматривание картинок.
2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику в логической последовательности. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
9. Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
• воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.
Ход игры:
1. Рассматривание картинок.
2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа опраздниках, и традициях их проведения.
10. Дидактическая игра «Какие памятники святым в Тамбове Вы знаете» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о святых и их жизни;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями памятников святым, установленных в Тамбове.
Ход игры:
1. Рассматривание картинок.
2. Дети называют святого, изображенного на памятнике, рассказывают о его жизни
11. Дидактическая игра «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.
Ход игры:
1. Рассматривание картинок.
2. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения
12. Дидактическая игра «Какие храмы в Тамбове Вы знаете» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• закрепить знания детей о православии;
• побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Материал: картинки с изображениями храмов Тамбова.
Ход игры:
1. Рассматривание картинок.
2. Дети называют храм, изображенный на картинке, рассказывают о его жизни.
Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
• расширять представление детей о православном празднике «Сретение Господне»
• познакомить детей с православными традициями;
• способствовать развитию творчества при украшении выполненного изделия
• поощрять инициативу и радость от созидания, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.
Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.
Ход игры:
Чтение стихотворения «Сретенская свеча»
Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно,
Пусть спокойно мерцает она.
Пусть горит огонек надежды, пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться.
Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.
1. Рассматривание иконы.
2. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).
3. Украшение свечи.
4. Рассматривание и обсуждение.