Кызынгашева Татьяна Александровна
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию как средство обогащения словаря у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию как средство обогащения словаря у дошкольников с ОНР
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую, изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
К. М. Симонов
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Нравственно - патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственно - патриотическое воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.
Воспитания ребёнка впервые годы жизни предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов (А. М. Поваляева).
Выделяют четыре основные задачи работы в детском саду по развитию речи.
1. Обогащение словаря за счет новых слов, которые были неизвестны ребенку.
2. Закрепление и уточнение уже знакомых ребенку слов.
3. Активизация словаря. Ведь в работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно закреплено и воспроизведено ими в речи.
4. Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Комплексное изучение детей с общим недоразвитием речи такими педагогами как В. К. Воробьёвой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и другими показала, что для детей ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
В последние годы всё больше детей страдают ОНР: их словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, планирование высказываний затруднено, последовательность изложения нарушена, в речи используются короткие и простые предложения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Развитие и обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Без специально организованного обучения, игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. (Е. В. Ананьева). От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. При анализе проведённой игры в большей мере отмечается нравственное поведение детей : способность прийти на выручку, не хвастаться своими успехами, быть терпеливым, не перебивать своего товарища, подождать, пока он соберётся с мыслями. Всё это очень важно для формирования правильного поведения детей в школе.
Через усвоение игровых правил, а следовательно, с помощью дидактической игр подводим детей к серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности: в творческой игре, в труде, на занятиях. Нельзя не выполнять правила – это усваивают дети на протяжении всего своего детства. И усвоению этого в большей степени способствуют дидактические игры.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводим дидактические игры. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры : «Составь флаг», «Найди пару», «Россия - Родина моя», «Флаг и герб Хакасии», «Земля - наш общий дом», «Москва златоглавая», «Жизнь на Руси в старину». «Составь герб детского сада», «Разрезная картинка», «Ошибка художника» (дорисовать недостающую деталь в гербе, У детей воспитывается любовь к своей стране, гордость за русских воинов, желание защищать природу. Дошкольники могут объяснить назначение герба и флага России, символику годного города. Словесные игры : «Кто больше назовет городов», «Где живёт твой друг?», «Какого ты рода племени», «Мой родной городу», «Путешествие по городу», направлены на приобщение к истокам познания своего рода, своего наследия, воспитание чувства гордости за свою страну.
Чтобы вырастить достойного гражданина своей страны, необходимо, как можно раньше пробудить любовь и уважение к своей малой родине. Чтобы он смог почувствовать и осознать себя частицей своей родины. Поэтому ребенку необходимо помочь узнать, как можно больше о семье, городе и крае, где он родился, поддерживать и поощрять его желание участвовать в праздничных днях: «День города», «День победы», «Будем жить во славу Отечества» и другие.
Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество нашей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности использую словесную игры, «Закончи пословицу», «Кто назовет больше пословиц», «Подбери пословицу к картинке».
По результатам проведённой диагностики мы увидели, что у детей значительно повысился уровень речевых умений: дети научились давать анализ пословиц. Так о пословице «Труд кормит, а лень портит» Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, его уважают»; «Лень портит человека»; «Кто не хочет трудиться, тот будет жить не честно» и т. д. Могут составлять небольшие рассказы по пословицам. С интересом рассказывают о своей семье, стараясь сказать как можно больше и интереснее, чаще используют в своей речи сложные предложения, стараясь строить их в грамматически правильной форме. Повысился интерес к устному народному творчеству, к былинам и чтению стихов и произведений о Родине, о солдатах, о героях войны.
Таким образом, правильная организация дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию и умелое включение ребёнка с ОНР в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, где с помощью дидактической игры ребёнок приобретает новые знания, обогащает словарный запас. Формирует умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 2005 год.
3. Оверчук Т. И. Воспитательная система «Маленькие россияне». Москва, 2007 год.