Светлана Наумкина
Дидактические игры по математике на прогулке в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 10»
Картотека
дидактических игр по ФЭМП на прогулке
средняя группа
Подготовила: Наумкина С. В.
педагог дополнительного образования
Сентябрь
1 неделя. Дидактическая игра «Угадай, где?»
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал : игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Публикация «Дидактические игры по математике на прогулке в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры : Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»
2 неделя. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
Цель: закрепить название и форму геометрических фигур.
На земле нарисованы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
У детей рули с изображением геометрических фигур, обозначающие номера автомобилей.
Материал : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры : «Каждый гараж имеет свой номер - фигуру, обозначенный определенной геометрической фигурой. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу вы должны поставить автомобили в гаражи с соответствующими фигурами и объяснить свой выбор».
Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками. Игру можно провести с музыкальным сопровождением.
3 неделя. Игровое упражнение «Определи правильно»
Цель: сравнивать предметы по высоте.
Материал : мяч.
Ход игры : Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч, который должен ответить на него. Например: «Что выше: детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина»? и т. д.
4 неделя. «Назови предметы такой же формы».
Цель: Называть предметы круглой, квадратной и треугольной формы.
Материал : мяч
Ход игры : Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет предмет круглой (квадратной, треугольной) формы.
Октябрь
1 неделя. Дидактическая игра "Что изменилось? "
Цель: развить внимание и память детей.
Ход игры : Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
2 неделя «Игра «Найди предмет»
Цели: закреплять умение ориентироваться в пространстве, слаженно выполнять движения; учить оценивать правильность выполнения движения.
Материалы : любой предмет или игрушка.
Содержание: воспитатель знакомит детей с предметом и предлагает с ним поиграть. Выбирается ребенок, который будет искать предмет. Педагог вместе с остальными детьми прячет предмет и объясняет: для того чтобы играющий мог его найти, нужно выполнять действия по заданию:
• если ребенок идет в правильном направлении, то дети громко хлопают в ладоши,
• если в неправильном направлении, то дети наклоняются вправо, влево.
Ребенок, нашедший предмет, рассказывает, где он его нашел, используя предлоги вверху, внизу, на, за, под, впереди, сзади.
Правила: дети делают наклоны в стороны, поставив руки на пояс, громко и ритмично хлопают в ладоши. Необходимо внимательно следить за перемещением ребенка и вовремя менять движения.
3 неделя. «У кого больше?»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы по количеству
Материал : осенние листья
Ход игры : На прогулке соберите опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложите детям отгадать, в каком букете больше листьев. После ответов ребята должны доказать их правильность (обосновать ответ). Не подсказывайте, как это сделать. Пусть дети самостоятельно найдут способ решения, т. е. разложат листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья другого.
4 неделя. «Не ошибись».
Цель: закрепление знаний ориентировки в пространстве (слева, справа, сзади, впереди, наверху, внизу)
Ход игры : Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево, определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.
Ноябрь.
1 неделя. «Какой рукой точнее?»
Цель: попасть мячом в цель,
Материал : мяч, корзина.
Ход игры : в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзинку (коробку, в нарисованный на земле круг необходимо попасть мячом. Дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как один из основных видов движения, тренируются в пространственной точности двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расстояния не должна в начале превышать одного метра).
2 неделя. Игра «Форма – движение»
Цели: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.
Материалы : геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Ход игры : детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг – прыжки; квадрат – приседания; треугольник – хлопки в ладоши.
Правила: при показе фигур быстро менять движения, при приседании спину держать прямо, хлопки выполнять ритмично.
3 неделя Игра «Солнечные зайчики»
Цели: развивать двигательную активность и слуховое внимание; закреплять знание формы и цвета, умение считать.
Материалы : вырезанные из фольги овалы и прямоугольники (по цвету обруча). Например: овалы и обруч красного цвета, прямоугольники и обруч синего цвета.
Ход игры : воспитатель раскладывает на полу обручи, а также овалы и прямоугольники, вырезанные из фольги, и предлагает детям выполнить упражнения (подскоки, бег на месте, прыжки в высоту, хлопки в ладоши) под стихотворный ритм:
Солнечные зайчики
Скачут словно мячики,
Будем в зайчиков играть –
Раз, два, три, четыре, пять!
По сигналу воспитателя дети с красными овалами в руках встают в обручи красного цвета, а с синими прямоугольниками – в обручи синего цвета. Затем каждый ребенок называет цвет своей фигуры.
Правила: упражнения выполняются согласованно, ритмично.
4 неделя Игровое упражнение «Переложи камешки в другую руку».
Цель: закрепление правой и левой руки, а также терминов «один-много».
Материал : камешки или желуди.
Ход игры : Несколько камешков (5—6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много», а также «счет».
Декабрь
1 неделя Игровое упражнение «Сосчитай пальцы на своей руке».
Цель: счёт до 5.
Ход игры : Детям предлагают сосчитать пальцы на левой и на правой руке. При этом задают вопрос! «По сколько пальцев на каждой руке «Покажите 1 палец! 3 (4, 5) пальца!»
2 неделя Дидактическая игра «Я знаю 5 имен.».
Цель: закрепление счёта до 5, развитие кругозора.
Материал : мяч.
Ход игры : Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры : «Вы должны назвать три (четыре, пять) имени девочки (мальчика). На каждое имя — один удар мячом об землю. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
3 неделя Игровое упражнение "Кто скорее свернет ленту"
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Материал : ленточки разного цвета и разной длины.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
4 неделя Дидактическая игра «Игры - договорки»
Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.
Материал : загадки о геометрических фигурах.
1. Нет углов у меня И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок, На осиновый листок.
Людям я старинный друг. Называют меня … круг.
2. Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
3. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
4. Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
5. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
6. А братишка мой, Сережа,
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие. Ответ: Фигуры
(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игры)
Январь
2 неделя Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: учить детей называть противоположные по значению слова.
Материал : мяч.
Ход игры : Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, харак-теризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово (например, длинная дорога — короткая дорога) и возвращает мяч.
3 неделя Подвижная игра «День – ночь»
Ход игры : Воспитатель спрашивает у детей, что они делают днем, а что ночью. Затем предлагает им поиграть. Когда воспитатель говорит: «День», дети выполняют разные действия (прыгают, играют и т. д., а когда произносит: «Ночь», они приседают и закрывают глаза ладошками.
Игра повторяется 3—4 раза.
4 неделя Дидактическая игра «Кто, где стоит».
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход игры : Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто, где находится по отношению к нему.
Игра повторяется 2—3 раза со сменой ведущего.
Февраль
1 неделя «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Ход игры. Воспитатель объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5-6 детей.
2 неделя «Широкий – узкий»
Ход игры : Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите детям перепрыгнуть через них. Спросите: через какие дорожки легче перепрыгнуть? Почему?
3 неделя Дидактическая игра : «Много-мало»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Материал : карточки разного цвета или кубики.
Ход игры : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
4 неделя «Какая команда быстрее соберётся»
Цель: развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колонны по порядку цифр.
Материал : цифры от 1 до 5.
Ход игры : детям предлагаются карточки разного цвета (красные, желтые, синие, зеленые) с цифрами от 1 до 5. Дети бегают под бубен. Как только удары бубна перестанут звучать, дети берут карточки и выстраиваются в одну шеренгу по цвету и по порядку.
Март
1неделя Дидактическая игра : «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование: мяч.
Ход игры : дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку 2
2неделя Дидактическая игра «День – ночь – сутки прочь»
Цель: уточнение представлений о частях суток.
Оборудование: мяч
Ход игры : дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и предлагает детям закончить предложение. Например: Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером).
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем).
Солнышко светит днем, а луна … (ночью).
3 неделя Игра «Встань первым»
Цель: закрепить навык порядкового счета; развивать внимание, быстроту реакции, умение действовать по сигналу.
Ход игры : воспитатель предлагает детям выполнить ходьбу в колонне по одному вслед за ведущим. Затем, называя имя одного из детей (все остальные дети останавливаются, дает ему задание перебежать в начало колонны и произнести «Я первый!», после чего ходьба продолжается. Все остальные дети упражняются в порядковом счете, продолжая за ведущим: «2-й, 3-й, 4-й…». Игра повторяется 2–3 раза.
Правила: обратить внимание детей на правильное выполнение задания: ходьбу выполнять с высоким подниманием коленей; счет производить быстро, без пропуска идущих по порядку чисел.
4 неделя Дидактическая игра «Найди себе пару».
Цель: Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.
Материал : геометрические фигуры.
Ход игры : Детям раздаются геометрические фигуры, разного цвета (по количеству детей). По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор ( по каким признакам они искали себе пару: по цвету, по форме, по цвету и форме).
Апрель
1 неделя Подвижная игра «Найди свой скворечник»
Материал : Воспитатель вместе с детьми рассматривает скворечники с окошками разной формы и развешивает на разных деревьях или на земле нарисованы круг, квадрат, треугольник. Геометрические фигуры.
Ход игры : Дети берут у воспитателя с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться врассыпную по своему участку, по сигналу находят и бегут к своим скворечникам те, кого в руках круг к кругу, те, у кого квадрат, — к квадрату, у кого треугольник, — к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель их обосновать свой выбор.
Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.
2неделя «Волшебный мешочек»
Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знаний о шаре, кубе, цилиндре.
Материал : мешочек, куб, шар, цилиндр.
Ход игры : Игра может выполняться в разных вариантах, в зависимости от наполнения мешочков и их количества. Наиболее эффективны варианты игры двумя руками, чтобы в работу были включены оба полушария головного мозга.
Перед началом любого варианта, дети знакомятся с предметами, которые будут искать, ощупывают их руками, “запоминая” их контуры.
3 неделя Дидактическая игра : «Три шага»
Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Ход игры : Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
4 неделя дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
Оборудование: мяч.
Ход игры : ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, например: «Мы лепили …». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?».
Примеры фраз:
Мы пойдем гулять в парк… (сегодня)
Мы навещали бабушку … (вчера)
Мы будем читать книгу… (завтра)
Май
1 неделя «Что изменилось?»
Цель: развивать внимание
Ход игры : На земле начертите пять клеток в один ряд. В каждую положите по одному предмету, например желудь, камушек, веточку и т. д. Дети закрывают глаза, в это время предметы меняются местами или убирается один предмет. Открыв глаза, дети, пользуясь порядковым счетом, должны сказать, в которой по счету клетке произошли изменения.
2 неделя Игра «Форма – движение»
Цели: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.
Материалы : геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Ход игры : детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг – прыжки; квадрат – приседания; треугольник – хлопки в ладоши.
Правила: при показе фигур быстро менять движения, при приседании спину держать прямо, хлопки выполнять ритмично.
3 неделя дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Цель: уточнить представление о временах года
Материал : мяч.
Ход игры : Играющие встают в круг, ведущий – посередине. Ведущий называет время года, например «осень», затем называет явление природы, например «иней», - бросает мяч. А ребенок должен сказать. Бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, листопад, метель, заморозки, дождь, гроза и т. д.
4 неделя Дидактическая игра «Фигурные кочки»
Цели: закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться по ним; развивать внимание; учить выполнять задания по инструкции взрослого.
Материалы : мел
Ход игры : на асфальте рисуются «кочки» – геометрические фигуры. По словесному заданию дети выполняют прыжки с продвижением вперед, выбирая для прыжка соответствующие фигуры и направления движения.
Правила: выполнять прыжки нужно на двух ногах, руки держать на поясе, точно выбирать направление следующего прыжка согласно
геометрической фигуре.