Любовь
Дидактические игры по математическому развитию дошкольников (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Количество». «Количество и счет»
Игра «В лес за грибами». Картинки с грибами разрезать по одному.
Возраст: средняя группа
Цель игры: формировать у детей представления о количеств предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).
Публикация «Дидактические игры по математическому развитию дошкольников (средняя группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Игровая ситуация «Как кошка с мышкой играли в числа».
Возраст: средняя группа
Цель: формировать у детей умение образовывать числа из рядом стоящих (смежных, путем прибавления или вычитания 1 (правило + -1).
Оборудование: Числовая лесенка, кошка, мышка.
Сюжет: Кошка и мышка играли с числовой лесенкой. Они учились получать разные числа, прыгая через ступеньку. Встала на ступеньку с числом 5, а мышка – с числом 3. «А как можно получить число 4?» - спросила кошка у мышки.
Вопрос: Как получить число 4 из чисел 3 и 5?
Решение проблемы: Детям понятно, что число 4 можно получить, увеличив число 3 на единицу. Но, чтобы открыть второй способ получения числа 4, можно поиграть с числовой лесенкой. Оказывается, число 4 можно получить путем добавления и убавления единицы от рядом стоящих чисел (смежных).
Вывод: Любое натуральное число можно получить двумя способами: прибавить к предшествующему числу единицу или вычесть единицу из последующего числа.
Задание на закрепление материала: Дети играют с моделью числового ряда – числовой лесенкой из палочек Кюизенера и упражняются в образовании разных чисел, используя правило (1)». Играя с числами, дети убеждаются в том, что любое число при сравнении с другими оказывается то большим, то меньшим.
Дидактическая игра «Положи мне столько же»
Возраст: средняя группа
Цель: закреплять умение соотносить число и количество, узнавать и называть цифры.
Ход игры. Детям предлагается разложить на дольку арбуза столько зерен, сколько показывает цифра на арбузной дольке.
Дидактическая игра «Найди себе место»
Возраст: средняя группа
Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
Ход игры. Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место вокруг обруча. Количество детей вокруг обруча должно соответствовать цифре внутри него.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения вокруг обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.
Художественное слово.
1. Первым я пришёл домой,
Брат пришёл домой за мной.
Если брат пришёл за мной,
Он не первый, он – второй.
2. В речку прыгнули подружки,
Три подружки-хохотушки.
Первой прыгнула Ирина,
Вслед за ней, второй – Марина,
Третьей – Таня поплыла,
Никого не догнала.
«Величина»
Игра «Рассели курочек в курятнике».
Возраст: средняя группа
Цель игры: учить детей ориентироваться на листе бумаги (право- лево, вверх- вниз, середина, угол верхний, нижний и т. д.); закреплять счет до пяти, различать цвета; развивать память, мышление, внимание.
Оборудование: лист бумаги, утята из картона разного цвета
Ход игры: Детям предлагается помочь расселить утят по местам. Из большего количества утят отсчитать определенное число и поселить по местам. Например: 2 утенка в середину, 4 желтых вверх, 3 зеленых вниз и т. д.
Игровая ситуация "Угостим зайчат морковкой"
Возраст: средняя группа.
Цель: упражнять детей в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной, высотой, воспитывать внимание.
Оборудование: игрушка зайца и маленьких зайчат, два подноса: один пустой, а на другом крупные и мелкие морковки по количеству играющих детей.
Ход игры: воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой. Вот как много морковок мы собрали с огорода. Воспитатель предлагает одному ребенку найти самую длинную и толстую морковь, а другому ребенку – самую короткую и тонкую. Затем раздает всем детям по морковке. Дети, сидящие рядом, сравнивают свои морковки: у кого длиннее, у кого короче (толще и тоньше). Воспитатель предлагает угостить зайчиху длинной и толстой морковкой, а зайчат – короткой и тонкой. Дети кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, воспитатель подчеркивает, что морковки разных размеров – и большие, и маленькие. Дети самостоятельно продолжают играть с зайцами.
Дидактическая игра: "Кто скорее свернет ленту"
Возраст: средняя группа.
Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Оборудование: ленты разной длины.
Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная" и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".
Игра: "В лес за елочкой"
Возраст: средняя группа
Цель: научить детей сравнивать предметы по высоте с заданным образцом и друг с другом, расширить словарный запас: высокий, самый высокий, пониже, низкий, самый низкий.
Оборудование: фланелеграф, на котором расположен лес – елочки, разные по высоте (по 5 штук каждого размера, полоски бумаги (5 штук, соответствующие размерам елочек.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас они пойдут в лес за елочкой. А в лесу растут ели разной высоты. Среди них есть: очень высокие, пониже, еще ниже, и совсем низенькие. Надо будет найти в лесу елочку такой же высоты, как длина вот этой полоски. По вызову воспитателя дети выбирают елки заданной высоты, проверяя свой выбор путем приложения полоски к елочке. Каждый ребенок принес из леса елку, а теперь их нужно посадить в другое место. В первом ряду посадим самые низкие елочки, во втором – чуть выше, в третьем – елочки еще выше, и дальше – самые высокие елки. С заданием справились, воспитатель отмечает самых активных детей, тех, кто не ошибался.
Художественное слово.
1. Как на тонкий стебелек
Посажу я свой цветок.
Мой цветок не простой,
Посмотри, какой большой!
А на толстый стебелек
Посажу другой цветок,
Но цветок мой другой.
Посмотри же он какой?
2. Ах, как весело зимой!
Мы гулять идем с семьей!
На лыжах мы катаемся,
Смеёмся, улыбаемся…
А лыжи то какие?
Красивые, цветные.
Длинные лыжи - папины,
А вот, покороче -мамины,
Ну, а лыжи крошки,
Так те сыночка Прошки!
3. Загадка
Маленькая мышка в маленькую норку
Притащила утром в узенькую норку.
Спрятала в кладовке под широким ситом,
А вечером съела с огромным аппетитом.