Лучший педагог года

Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Светлана Светикова
Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей, обязательно в игровой форме.

Публикация «Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные, вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др., карандаши и ручки. Для детей 6-7 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные задания

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий педагог психолог дает соответствующую установку, которая оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила усложняются:

меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др. ;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

"Найди слова - 1"

На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

"Найди слова - 2"

Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:

Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро

"Квадраты" 6

В квадрате 1 в случайном порядке расположены числа. В квадрате 2 эти числа надо расставить в возрастающем порядке.

Квадрат 1

5 12 1 7

10 3 9 16

14 6 11 2

Квадрат 2

Игры и упражнения на сосредоточенность внимания

Их целесообразно проводить в соревновательной форме. Например, группе из 3-5 человек предлагается внимательно рассмотреть предметы, которые педагог в течение одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.)

Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки.

Для развития сосредоточенности внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).

В процессе коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но и в слуховой, осязательной и двигательной модальностях

Игра "Найди отличие"

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

• Для коррекции переключаемости внимания

широко используются игры -упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы», модифицированный К. К. Платоновым.

Задание 1. Оборудование: таблицы с черными и красными цифрами в различных расположениях.

Занятие включает три этапа

• 1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

• 2 рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

• 3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного – в обратном порядке.

После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно увеличить. Задания можно модифицировать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.

Задание 2. «Каждой руке – свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Задание 3. Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», следующие пять минут – «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» – горизонтальной, еще через пять минут – наоборот.

Задание 4. «Заметь все». Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки, которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание 5. «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Игра "Морские волны"

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Ход игры: По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами, садятся и т. д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают

• Игры, способствующие развитию распределения внимания

Игра 1. Ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Игра 2. Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Ладошки" 17

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

"Ай да я!"

Игра подходит ученикам младших и средних классов, которые уже умеют делить числа.

Несколько учеников (5-7) выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Правило: нельзя называть числа, содержащие цифру 3 или кратные числу 3. Вместо этого участник должен сказать "Ай да я!" (другой вариант – молча хлопнуть в ладоши). Если ученик ошибся – он выбывает, и игра начинается с начала, пока не останется победитель.

• Игры на увеличение объема внимания

"Сделай, как я!" (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

"Обезьянки"

(1,5-7 лет)

Цель игры: развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т. д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Огромная роль в коррекционной работе отводится дидактическим играм.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка что она будет способствовать формированию у него умения реншать не только доступные практические задачи, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и словесном плане.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

Использованная литература:

1. Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1982.

3. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

Публикации по теме:

Методические рекомендации проведения занятий по игротренингу Коржавина Марина Игоревна, воспитатель ГБДОУ №93, Фрунзенского района, Санкт-Петербурга Методические рекомендации проведения занятий по.

«Весна! Давайте посчитаем». Игра для формирования элементарных математических представлений у дошкольников ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ (Рекомендации для занятий с детьми 6-7 лет) Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Овладение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Светикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД