Ольга Полковникова
Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Уже несколько лет я веду углубленную работу по развитию у детей временных представлений. Считаю эту тему достаточно сложной для детского восприятия. Трудности связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм (нельзя увидеть, услышать, так и с особенностями детского мышления. Тем не менее эта тема достаточно интересна, дает необыкновенный простор для фантазии. Её можно интегрировать практически во все образовательные области. Достаточное количество наглядного материала делает усвоение содержания интересным и более полным. Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным мною. Брала его из различных источников, что-то переделывала, видоизменяла, дорабатывала. Вот что получилось в итоге.
Публикация «Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Дидактические игры для формирования представлений о частях суток (младшая и средняя группа).
Дидактическое упражнение с картинками "Когда это бывает?"
Варианты заданий: 1. Показать детям картинки с контрастными частями суток (утро-вечер, день-ночь, побеседовать, что нарисовано на картинке, когда это бывает, почему ты так думаешь, что ты делаешь утром (днём, какое сейчас время суток.
2. Показать картинки со смежными частями суток;
3. Выбрать картинку, где нарисовано утро (день, вечер, ночь);
4. Разложить картинки по порядку, что сначала, что потом;
Для усложнения можно предложить набор картинок сказочного содержания, связанных с деятельностью взрослого в разное время суток.
Дидактическая игра "Части суток"
Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.
Дидактическая игра "Домик дней"
Эта игра поможет детям запомнить названия суток "вчера", "сегодня", "завтра" и активизировать их в речи. Педагог читает детям стихи и предлагает поселить каждое стихотворение в соответствующее окошечко.
Игра на формирование представления о текучести времени
Дидактическая игра "Сначала и потом".
На карточках изображения, предложить ребенку заполнить картинкой свободное окошечко, подумав, что получилось из того, что было.
Дидактические игры для формирования представлений о днях недели (старший дошкольный возраст).
Дидактическое упражнение "Веселый клоун"
К детям "в гости " приходит Веселый клоун, педагог предлагает сосчитать, сколько у него воздушных шаров и узнать сколько дней в неделе. Потом нужно найти, какой шарик означает понедельник, вторник, и т. д. Найти шарик без цифры и догадаться, какой это день недели.
Дидактическое упражнение "Винни-Пух идёт в гости"
Предложите детям проводить Винни-Пуха в гости к Дням недели, дети должны догадаться, где живет каждый день недели, если известно, что домик Воскресенья отличается от других.
Дидактическая игра "Чья неделька быстрее соберется?"
Каждый цвет сегментов круга определяет один день недели (в соответствии с цветами радуги). Предложить детям расставить сегменты по порядку следования дней недели, начиная с понедельника. Для усложнения можно предложить детям выполнить задание на скорость.
Дидактические игры на формирование представлений о временах года.
Дидактическая игра "4 времени года"
Детям предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года, ребенку необходимо выбрать иллюстрации с временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём.
Игра-путешествие "В гости к зиме"
Игра-путешествие "В гости к весне"
Это игры с фишками. Фишка передвигается на нужную остановку, если игрок выполнит задание. Также на игровом поле есть и неожиданности (вернуться на 1 ход, пройти вперед на 2 хода, назвать литературное произведение о времени года, если не называет, то на 1 ход назад).
Дидактическая игра "Что было и что будет" (для детей 7 лет)[/h4
Эта игра знакомит детей с тем, что каждый бытовой предмет - результат деятельности человека, предметы со временем меняются, формирует ретроспективный взгляд на предметы.
В игре 3 "Музея" - прошлого, настоящего и природы. Задача игрока - распределить экспонаты по Музеям. При этом необходимо рассказать о предмете рукотворного мира и найти предшествующий ему предмет из мира прошлого. Потом необходимо найти аналог предмета из мира природы.
Также у нас в группе есть модели часов, которыми мы пользуемся, когда учимся определять время по часам.
Здесь показана литература, которой я пользовалась для изготовления этих пособий:
А эти настенные пособия мы используем в работе почти каждый день: