Лучший педагог года

Дидактические игры для младших дошкольников

Елена К
Дидактические игры для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра №1

«Собери пирамидку»

Цель. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, соотносить размер прорези и вкладки.

Оборудование. Доска с прорезями для вкладывания овалов разной величины; картонные овалы, по величине соответствующие прорезям.

Публикация «Дидактические игры для младших дошкольников» размещена в разделах

Ход игры.

Воспитатель с двумя детьми рассматривает образец пирамидки с прорезями, берет по одному вкладышу (овалу, находит для вкладыша нужную по размеру прорезь и вставляет овал в ячейку. Далее детям предлагается выполнить задание самостоятельно. В случае затруднения воспитатель снова показывает образец действия. Игра продолжается до полного сбора пирамидки. Затем детям предлагается выполнить задание самостоятельно от начала до конца.

Выигрывает тот игрок, который соберет пирамиду первым.

Дидактическая игра № 2

«Найди два одинаковых кубика»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в умении находить признаки, сходства в отборе одинаковых зонтиков. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Оборудование: картинки с кубиками.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт по одной картинке и себе берёт одну. Остальные картинки лежат на столе. Дети внимательно смотрят на свою картинку и находят на столе точно такую же – парную, называют цвета на кубике.

Дидактическая игра № 3

«Игра с собачкой»

Цель. Познакомить детей с собакой. Формировать представления о животном, его внешнем виде, питании, движениях (бегает, прыгает, ходит, живет в доме, будке). Учить говорить внятно, громко – тихо, навыкам звукоподражания, отвечать на вопросы. Упражнять в различении по величине. Развивать слуховое восприятие, речь, внимание, память. Воспитывать доброжелательное отношение к живому миру.

Оборудование. Большая и маленькая собаки.

Ход игры.

Воспитатель: Ребята вы слышите какой-то звук за дверью? Кто там шумит? Давайте откроем дверь и посмотрим. (Воспитатель открывает дверь и берет игрушку собаки).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

К нам пришла собачка, Умная собачка. Хвостиком виляет, Очень громко лает.

Воспитатель: Поздоровайтесь с собачкой.

Дети: Здороваются.

Воспитатель: Собачку зовут Бобик. Ребята, давайте хорошо рассмотрим собачку! Посмотрите, у собаки есть голова, на голове ушки, глазки, ротик; у собачки есть лапы, спина, живот, хвост (дети показывают части тела собаки). А шерстка у собаки, какая мягкая! Погладьте ее.

Дети: гладят.

Воспитатель: Ребята, а как собачка лает?

Воспитатель: Чем любит заниматься собака? (играть, бегать, прыгать).

Воспитатель: Что любит кушать собака? (косточка, колбаска, мясо). А где живет собака? Собака большая, сторожит дом, любит грызть косточку,

Она громко лает «гав–гав».

Воспитатель открывает дверь и берет маленькую игрушку собачки.

Воспитатель: Посмотрите к нам еще пришла собачка. Какая она?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: А как маленькая собачка лает громко или тихо?

(Дети звукоподражают тихим голосом)

Дидактическая игра № 4

«Знакомимся с куклами и игрушками»

Цель: учить запоминать и называть имена собственные, выполнять поручения в соответствии с речью взрослого, побуждать к речевой активности.

Оборудование: кукла, игрушки.

Ход игры.

Игрушки (куклы, неваляшки, матрешки) расставлены на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу, которая используется в качестве ведущей в ситуации знакомства, и вызывая интерес играющих рядом детей, говорит: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Аня. Давайте познакомимся с ней». Кукла Аня по очереди знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Аней. После того, как знакомство состоялось, воспитатель дает детям разные поручения: предложить кукле Тане чай, угостить куклу Веру конфетой и т. д.

Дети запоминают и стараются как можно чаще произносить имена всех игрушек, при этом отвечая на сопутствующие вопросы педагога (А кто это у нас в розовом платье? Кто кушает конфету)

Дидактическая игра № 5

«Кто в домике живет»

Цель: развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям, совершенствовать навыки работы с символами действий, развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Оборудование: На карточке красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Внутри окон вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных и их детенышей.

Ход игры.

В доме на первом этаже живут мамы, на втором – их дети. Однажды все перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты. Раздает каждому по карточке. Проигрывает знакомую мелодию. Ребенок с соответствующей карточкой вставляет ее в окошко напротив рисунка, изображенного на домике. Если звучит та же мелодия, но на октаву выше, то встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее на второй этаж. Так же про птичку, медведя.

Дидактическая игра № 6

«Разложи по цвету»

Цель: формирование представлений об основных цветах, развитие зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: набор крышек разного цвета и размера.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает ребенку разложить крышки по цвету лотков.

2. Воспитатель предлагает собрать крышки названного цвета. Все крышки перемешаны, и ребенок отбирает только нужного цвета.

3. Все крышки перемешаны. Ребенок должен отобрать крышки только названного размера (собери все маленькие крышки красного цвета).

Дидактическая игра № 7

«Какой наряд у Кати?»

Цель: совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: стол, одежда для куклы по сезону.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть куклу Катю, как она одета: платье, колготки, кофта, шапка, штаны, пальто, шарф, варежки. Затем побуждать детей дифференцировать одежду: у куклы Кати маленькая шапка, у Оли (имя ребенка) большая шапка, у куклы Кати на ногах сапожки, у Оли (имя ребенка) синее, у куклы Кати на ногах сапожки, у Оли (имя ребенка)-ботиночки и т. д. В конце игры можно провести имитацию одевания на прогулку.

Дидактическая игра № 8

«Подбери ленту куклам»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: куклы, ленточки соответствующего цвета.

Ход игры.

Воспитатель раздает кукол детям и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как и платье куколки. Если ребенок дает подходящую ленточку, воспитатель ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как и платье куколки (при этом называется цвет)». В противном случае воспитатель прикладывает ленточку к платью куколки и говорит: «Ленточка не такого цвета, как платье, дай другую».

Дидактическая игра № 9

«Поиграем с матрешками»

Цель: учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук; научить совмещать детали игрушки по рисунку.

Оборудование: расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки.

Ход игры.

Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.

Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.

Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).

Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т. д.

Дидактическая игра № 10

«Угадай и расскажи»

Цель: закрепление знаний детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно прикладного искусства; обогащение представлений детей о народном искусстве; закрепление умения узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор.

Оборудование: кукла – оберег «Счастье», карточки с изображением изделий народных промыслов.

Ход игры.

Дети поочередно друг у друга рассматривают иллюстрации и отгадывают, игрушка какого народного промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа. У кого оказалась карточка с изображением куклы – оберега «Счастье», берет куклу и рассказывает более подробно об этой кукле, находит отличительные признаки, сходства с другими игрушками.

Дидактическая игра № 11

«Найди такой листок»

Цель: развитие зрительного восприятия; формирование сенсорных эталонов цвета и формы; уточнение понятий «один – много»; расширение представлений об окружающей действительности; активизация двигательной активности.

Оборудование: набор карточек с изображением листьев 4-х основных цветов (листья разных пород деревьев).

Ход игры.

Воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому ребёнку по листу с разных деревьев (береза, осина, клен). Затем поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся, а по сигналу останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

Дидактическая игра № 12

«Покажи у куклы»

Цель: формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оборудование: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры.

Рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки: Водичка, водичка, умой кукле личико! Умой кукле глазки, умой кукле носик! И ушки и щечки помыть не забудь! При повторном проведении игры можно прочитать другую потешку: Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Дидактическая игра № 13

«Одноместная матрешка»

Цель: Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрёшки, понимать слово «матрёшка», воспитывать интерес и наблюдательность.

Оборудование: игрушка в ярком сарафане на каждого ребёнка.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Посмотрите дети, кто к нам пришёл! Матрёшка. Какой у неё красивый сарафан. На голове у матрёшки есть глазки, вот они, посмотрите, есть носик и ротик. Она хочет с вами поиграть. Смотрите, как она ходит: топ-топ-топ, бегает, танцует. Наша матрёшка раскрывается. Вот так. (Воспитатель раскрывает матрёшку). Это верхняя часть у матрё шки: голова. А это – нижняя часть – красивый сарафан. (Показывает). Теперь можно сложить матрёшку. Вот посмотрите, как это надо делать. Ставим нижнюю часть-сарафан, а наверх – верхнюю часть. Видите, у нас получилась целая матрёшка.

Затем педагог раздаёт каждому ребёнку по матрё шке и говорит: «Покажите, дети, где у матрёшки сарафан? А где голова, платье? Откройте матрёшку, теперь сложите. Возьмите своих матрёшек в руки, покажите им, как нужно ходить, бегать по дорожке».

Дети играют с матрёшками.

Мы матрёшки,

Мы матрёшки!

Вот такие крошки,

Как у нас, как у нас

Яркие платочки!

Дидактическая игра № 14

«Найди желтый листочек»

Цель: Формировать цветовое и слуховое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, желтые, красные, летят; находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, умение подражать взрослому, воспитывать дружеские отношения во время игры, умение слушать, воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: Игрушка-ёжик, листья.

Ход игры.

В гости к детям пришел ёжик. Дети вместе с воспитателем здороваются.

Ребята, ёжик говорит, что наступила осень, листья пожелтели и упали на землю, а ёжик любит гулять по осеннему лесу и собирать листочки!

Он хочет, чтобы вы помогли ему собрать листочки в корзинку, поможете?

Дети все вместе собирают листочки в корзинку.

Воспитатель: Вот сколько листочков в лесу много! (Опрашиваю каждого ребёнка, сколько: – много.) Какие красивые жёлтые листочки!

Какие листочки мы собрали, Маша? (желтые)

А ещё, ёжик, мы умеем гулять по дорожке!

Воспитатель с ёжиком и детьми идут гулять по лесу. Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.

Зашагали ножки: топ-топ-топ. (идут)

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ.

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Проводится игра «Найди жёлтый листочек» (на коврографе)

Воспитатель: Какие мы молодцы! Мы и ёжику помогли, и поиграть успели! Саша, Матвей, что мы собирали в корзинку для ёжика? (листочки) Какие цветом листочки?

Саша: жёлтые! (спрашиваю по очереди всех детей)

Ёжик благодарит всех детей, дети прощаются с ежиком.

Дидактическая игра № 15

«Найди мишку»

Цель: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки, находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.

Оборудование: два плюшевых мишки, отличающихся по размеру, картинки с изображением разных игрушек (заяц, грузовик, кукла, мяч 2–3 изображения мишки).

Ход игры.

Дети рассматривают, трогают мишку.

В: – Какой мишка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш мишка (какой) большой, пушистый, у него ушки (какие) мягкие, лапы (какие) мягкие, а живот (какой, хвостик (какой). Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.

– Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка.) Где у мишки носик? (Дети показывают.)

Сравнение мишек разной величины.

Из-под стола, на котором сидит большой мишка, воспитатель достает маленького мишку и сажает рядом с большим, просит назвать игрушку: «Кто это?» (Мишка.) Далее, указывая сначала на маленького мишку, потом на большого, задает вопрос: «Этот мишка такой же?». Если дети затрудняются ответить, воспитатель говорит: «Наш мишка большой, а этот маленький. Какой наш мишка? (Большой.) А этот? (Маленький.) У большого мишки уши большие, а у маленького… (ушки маленькие, у большого мишки лапы большие, а у маленького … (лапки маленькие)» и т. д.

После каждого вопроса воспитатель дает детям возможность ответить самостоятельно, а при затруднениях побуждает детей повторять ответ за ним.

Публикации по теме:

«Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем». Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников # Сидим дома. Не скучаем. Вместе весело играем. Музыкально – дидактические игры для младших дошкольников «Веселые матрёшки»Цель. Развивать.

Дидактические игры для дошкольниковДидактические игры для дошкольников 1. «Саночки»Возраст: старшая, подготовительная к школе группа Оборудование: карточки с саночками и числами. Дидактическая задача: Закрепить.

Дидактические игры для дошкольников своими рукамиДидактические игры для дошкольников своими руками Дидактические игры для дошкольников своими руками. Блог. Лариса Гацко. Уважаемые коллеги! Предлагаю вам познакомиться с играми для детей.

Дидактические игры на липучках для дошкольниковДидактические игры на липучках для дошкольников В этом учебном году я увлеклась изготовлением дидактических игр на липучках. Это универсальный инструмент для обучения и воспитания детей.

Дидактические игры для дошкольников Дидактические игры, на умения отличать реальные явления от нереальных, делать правильные умозаключения, понимать юмор. «Кто больше заметит.

Дидактические осенние игры с плодами деревьев для младших дошкольниковДидактические осенние игры с плодами деревьев для младших дошкольников "Собери плоды в ведёрки" Обучающая задача. Показать детям возможность использования плодов деревьев (шишек, желудей, орехов, каштанов) в.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Настольные музыкально-дидактические игры для дошкольниковНастольные музыкально-дидактические игры для дошкольников Существуют разнообразные виды настольных музыкальных игр: по типу разрезных картинок, лото, игры-пазлы, игры-ходилки. Например, в своей.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию следующую серию нестандартных дидактических пособий и игр по развитию сенсомоторики.

Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3Нестандартные дидактические пособия для развития сенсомоторики младших дошкольников. Часть 3 Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию еще одну серию нестандартных дидактических пособий для развития сенсомоторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для младших дошкольников
Опубликовано: 28 января 2024 в 10:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена К в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД