юлия егорова
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет огромное
самостоятельное значение, так как, во-первых, является основой умственного
Публикация «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
развития детей, а во-вторых, закладывает фундамент успешного обучения в
детском саду, а в дальнейшем и в школе. Многочисленные исследования
отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что без
целенаправленного создания педагогических условий, процесс сенсорного
развития начинает складываться стихийно, при этом сенсорное развитие не
достигает у детей достаточного уровня.
Важнейшим условием сенсорного развития ребенка-дошкольника
становится обеспечение большого количества разнообразных внешних
стимулов, создание особой среды зрительного, тактильного, слухового
разнообразия, в которой проходит жизнь ребенка. Специально созданные
условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют
обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных
впечатлений, формировать элементарные представления об основных
разновидностях величины, формы, цвета.
Как доказывает в своих исследованиях Л. А. Венгер, в раннем возрасте
происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря
этому процесс восприятия реальности начинает приобретать опосредованный
характер. Ведущую роль в сенсорном развитии дошкольников играет взрослый,
поэтому необходима специальная образовательная работа с детьми раннего
возраста.
Разнообразные коррекционно-развивающие программы уделяют
значительное внимание проблеме сенсорного развития и предусматривают
1
проведение занятий, в которых используют дидактические игры и упражнения
со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные
палочки, дидактические столики, втулки и пр.).
В нашем детском саду мы также уделяем большое внимание сенсорному
развитию детей раннего возраста, а также разработке и систематизации
диагностических методик и дидактических материалов для работы с детьми
раннего возраста. Наиболее эффективной формой обучающего воздействия для
детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем
дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет
возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать
восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать сенсорные
навыки. Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том
случае, если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в
процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на
ступени раннего детства. Очень важно помнить, что занятия должны создавать
у детей хорошее настроение, вызывать радость.
На базе нашего дошкольного учреждения была реализована Программа
сенсорного развития детей раннего возраста. Проведение занятий предваряло
исследование сенсорного развития детей раннего возраста, в котором приняли
участие 18 детей раннего возраста в возрасте от двух до трех лет, посещающих
первую младшую группу. В исследовании применялись методики диагностики
уровня развития восприятия цвета, формы, величины, и умения
ориентироваться в пространстве.
В ходе исследования нами было выявлено, что большинство детей
раннего возраста с трудом соотносили цвета с образцом, слабо ориентировались
в названиях дополнительных цветов и оттенков, не видели сходства и различия
цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путали названия цветов, с
трудом соотносили предметы по величине, слабо соотносили две-три величины
между собой. Они испытывали трудности при воспроизведении фигуры по
заданной форме, обладали слабой координацией движений, с трудом
2
ориентировались в пространстве. У обследованной нами группы детей раннего
возраста преобладал средний и низкий уровень сенсорного развития, в связи с
чем, нами был сделан вывод о необходимости проведения коррекционноразвивающей работы.
С учетом результатов исследования нами была разработана и реализована
коррекционно-развивающая программа по сенсорному развитию детей раннего
возраста, состоящая из 12 занятий. Программа была разработана с учетом
закономерностей формирования восприятия в раннем детском возрасте и
психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во
внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому
в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы,
цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в ходе дидактических
игр. Целью программы являлось развитие у детей раннего возраста восприятия
отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, движений,
особых свойств.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 15 мин каждое в течение шести
недель. Использовались следующие формы занятий: индивидуальные и
подгрупповые. Занятия были предназначены для детей раннего возраста,
посещающих первую младшую группу, и носили игровой характер. Для
проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми раннего
возраста были использованы разнообразные материалы и оборудование:
музыкальный центр и набор дисков, зеркало, музыкально-цветовая картина,
мягкие игрушки, дидактический материал, дидактические игры, бумага,
карандаши, фломастеры, краски, цветные нитки, шнурки, столик для игр с
песком и водой.
К основным задачам Программы сенсорного развития детей раннего
возраста можно отнести :
- развитие зрительного восприятия предметов: учить различать цвет,
форму, величину предмета;
3
- развитие тактильного восприятия: учить различать на ощупь качество
предметов и называть их; развитие мелкой моторики, координации движений;
- развитие слухового восприятия, развитие речевого слуха;
- расширения процесса познания окружающего и развитие мышления.
При построении программы мы опирались на основные принципы
коррекционно-развивающего обучения :
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей ребенка,
- принцип системности коррекционных и развивающих задач,
- принцип единства диагностики и коррекции,
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.
Занятия данной программы включали дидактические игры и упражнения
на развитие восприятия, мелкой моторики, пальчиковые игры.
Для развития тактильного восприятия мы использовали следующие игры :
«Что в мешочке?» - детям предлагалось на ощупь узнать предметы,
лежащие в мешочке.
«Ткани» - ребенку предлагается подобрать пару ткани на ощупь.
«Угадай, из чего?» - ребенку предлагалось на ощупь определить, из чего
изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок и др.
«Пересыпание ложкой» - детям предлагалось помочь пересыпать зерна
или песок, из одной тарелки в другую.
«Помоги Золушке» - детям предлагалось помочь Золушке справиться с
заданием мачехи: отделить белую и красную фасоль и разложить их по разным
тарелочкам.
Для развития восприятия формы предметов нами были использованы
дидактические игры :
«Назови геометрическую фигуру» - детям предлагается узнать и
правильно назвать плоскостные геометрические фигуры.
4
«Подбери по форме» - ребенку предлагалось выбирать по желанию
«поле» с геометрической фигурой, называть фигуру и из карточек с предметами
подбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической
фигуре.
«Коврик» - ребенку предлагалось рассмотреть коврик из геометрических
фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора
следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Из каких фигур состоит машина?» - детям предлагалось определить по
рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины,
сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Собери гирлянду» - детям предлагалось собирать гирлянды из бумажных
фигур в соответствии с образцом.
«Закрой окошко» - детям предлагалось спрятать зайчиков от лисы в
домиках разных цветов, закрывая окошко в домике квадратиком
соответствующим по цвету.
«Поможем зайке разложить игрушки» - детям предлагалось помочь зайке
разложить фигурки по граням куба.
Для развития восприятия величины предметов нами были использованы
следующие игры :
«В какую коробку?» - детям предлагалось распределить пять видов
игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Угости зайцев» - детям предлагалось покормить зайчиков разного
размера морковками разного размера.
Для развития восприятия цвета, нами были использованы игры :
«Какого цвета не стало?» - детям предлагалось определить, какого цвета
не стало в гирлянде из флажков разного цвета.
«Какого цвета предмет?» - ребенку предлагалось под карточку с
изображением контура предмета подложить карточку подходящего цвета.
5
«Уточним цвет» - педагог выставлял таблицы с изображениями двух
растений, близких по цвету, а детям предлагалось назвать сходные цвета обоих
растений.
«Плетём коврик из цветных полосок» - детям предлагалось сплести
коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу» - детям предлагалось собрать радугу из цветных дуг и
назвать цвета.
«Какие цвета использованы?» - детям предлагалось рассмотреть панно с
аппликационным изображением какого-то животного и найти детали одного и
того же цвета, но разных оттенков.
Развитие глазомера, зрительной координации происходило через игры :
«Дальше - ближе» - по рисунку с изображением леса дети должны были
определить, какие деревья расположены ближе, а какие - дальше.
Развивать слуховое восприятие помогали игры «Шумящие коробочки», в
которых детям предлагалось познакомиться с разными шумящими предметами,
спрятанными в коробочках, а затем постараться найти коробочки с одинаковым
звучанием, то есть найти пары по звуку. В дальнейшем детям предлагается
расставить шумовые коробочки в ряды по разным признакам.
Необходимо отметить, что сенсорное развитие детей происходило не
только на специализированных игровых занятиях, но и в повседневно-бытовых
ситуациях. Например, при утреннем приёме детей в группу мы обязательно
обращали внимание на цвет одежды ребёнка. Выходя на прогулку, мы
обсуждали с ребятами цвета неба, травы, цветов. Сравнивали различные
предметы и объекты, находящиеся на площадке, по величине и форме. В ходе
выполнения режимных моментов мы обращали внимание на цвет полотенец,
посуды, салфеток и пр. При проведении сюжетных игр мы обсуждали с детьми
величину, цвет и форму предметов. Для сенсорного развития детей раннего
возраста нами были созданы соответствующие сенсорные уголки.
После проведенной нами коррекционно-развивающей программы, было
проведено повторное диагностическое исследование. После повторной
6
диагностики с использованием тех же диагностических методик нами был
выявлен существенный рост способностей к восприятию цвета, величины,
формы. Дети в достаточной мере соотносят цвета с образцом, способны
ориентироваться в названиях основных цветов и оттенков, овладели способами
соотнесения предметов по величине, соотносят две-три величины между собой,
способны воспроизводить фигуры по заданной форме, обладают достаточной
координацией движений, владеют понятиями право, лево, низ, верх, вперед,
назад. Контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод: для развития
восприятия детей раннего возраста необходимо систематически проводить
специально организованные занятия, а также организовывать содержательную
деятельность детей.
На основе проведённой развивающей работы с детьми раннего возраста
по развитию восприятия нами были предложены следующие рекомендации.
Дидактические игры и занятия по сенсорному развитию дают положительные
результаты при условии планомерности их проведения. Педагогу при
распределении материала необходимо соблюдать принцип последовательности,
предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных
заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до
учёта этих признаков и свойств в изобразительной или иной доступной для
детей раннего возраста деятельности. Последовательность обусловливает и
ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами -
величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем
ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка
на который возможна только в плане зрительного восприятия. Важно также
последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами
предметов, затем с более близкими признаками.
При проведении занятий основным методом является непосредственный
показ предметов воспитателем. Поскольку маленькому ребенку на этапе
становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ
предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны
7
быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от
восприятия.
Продуктивность занятий во многом зависит от эмоциональности их
проведения. Дети этого возраста не способны заставить себя сделать то, что не
вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности
материала, но и от заинтересованности. Всё, что используется для занятий
должно иметь привлекательный вид: яркие, цветные кубики, шарики,
пирамидки.
Интерес к занятию повышается, когда содержание побуждает к действию
для достижения результата. Дети должны осваивать окружающие предметы
действенным путём - потрогать, погладить, попробовать на вкус.
Планомерность и системность в работе - именно при таких условиях
складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства
предметом внимания детей, предметом освоения. Проведённая в нашем
дошкольном учреждении работа подтвердила эффективность реализованной
нами программы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до
6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.
Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1995. – 144 с.
2. Курашова, Р. А. Сенсорное развитие дошкольников/Р. А. Курашова. –
М. : Новое знание, 2006. – 345 с.
3. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста. Пособие для воспитателя детского сада/Э. Г. Пилюгина. – Москва,
2001. – 89 с.
4. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве/Под ред. А. В.
Запорожца, М. И. Лисиной. – М. : Просвещение, 1996. – 302 с.
5. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова и
В. Н. Аванесовой. - М. : Новое время, 1981. - 414 с.