Сиднева Юлия Владимировна
Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры следует считать структурным компонентом прогулки детей дошкольного возраста.
Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Публикация «Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
При продуманной организации и педагогически правильном руководстве дошкольники достигают хороших результатов, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.
Структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения,
- дидактические задания, игры,
- трудовые действия самих детей,
- подвижные игры и игровые упражнения.
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условии, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.
Главное каждый из этих компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К НАБЛЮДЕНИЯМ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА
ОСЕНЬ
1. Знакомимся с осенними листьями…
Д/и «Какой цветок?»
Задача: развивать умение подбирать прилагательные к существительным, обогащать словарный запас.
2. Многообразие осенних листьев.
Д/и «Найди самый красивый листок»
Задача: закреплять названия цвета, учить составлять предложения из 2-3 слов.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать из тех листочков наиболее понравившийся и описать его.
Д/и «Узнай дерево по описанию»
Задача: закреплять названия деревьев.
Ход: воспитатель предлагает листок с определенного дерева. Дети должны назвать это дерево.
3. Что нам подарила осень
Д/и «Назови одним словом»
Задача: закреплять обобщающие слова «фрукты», «овощи», «цветы».
Ход: воспитатель называет название овощей, фруктов, цветов. Дети должны подобрать обобщающие слова.
Д/и «Урожай»
Задача: развивать координацию речи с движением. Закреплять в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».
Ход: В огород пойдем, урожай соберем.
Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
4. Наблюдаем за солнцем
Д/и «Ласковые слова»
Задача: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
5. Наблюдаем за небом и облаками
Д/и «Какое небо?»
Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.
Ход: дети рассматривают небо, описывают его.
6. Наблюдаем за небом
Д/и «Какой ветер?»
Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.
Ход: дети рассуждают о ветре, описывают его.
7. Знакомимся с деревьями».
Д/и «Найди дерево»
Задача: закреплять названия деревьев.
Ход: воспитатель называет дерево, имеющееся на участке. Дети должны найти его.
Д/и «Сравни»
Задача: учить находить и сравнивать веточки разной длины.
Ход: дети находят и сравнивают ветки разных деревьев.
8. Наблюдаем за дождливой погодой
Д/и «Придумай предложение»
Задача: учить составлять предложение с заданным словом.
Ход: дети составляют предложения с заданным словом.
9. Знакомимся с работой дворника
Д/и «Что делает?»
Задача: учить подбирать глаголы к существительному «дворник».
Ход: дети описывают работу дворника.
10. Изучаем увядшие растения.
Д/и «Наоборот»
Задача: учить подбирать антонимы к словам.
Ход: воспитатель называет слово, а дети должны подобрать к этому слову противоположное по значению.
11. Наблюдаем за кошкой и собакой.
Д/и «Назови собачку (кошку)»
Задача: активизировать в речи клички животных.
Ход: дети подбирают клички для животных.
12. Наблюдаем за птицами.
Д/и «Назови одним словом»
Задача: закреплять обобщающие слова.
Ход: воспитатель предлагает слова, дети должны подобрать обобщающие слова к предложенным группам слов.
13. Изучаем транспорт.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить детей составлять описательный рассказ.
Ход: по плану, предложенному воспитателем, ребенок составляет описание транспорта, не называя его.
14. Первый снег.
Д/и «Доскажи фразу»
Задача: учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Ход: воспитатель предлагает детям закончить фразу, ответив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
ЗИМА
1. Морозный солнечный денек.
Д/и «Что сначала, что потом»
Задача: закреплять знания детей о временах года.
Ход: дети должны показать по порядку времена года.
2. Наблюдаем за ветром.
Д/и «Какой ветер?»
Задача: расширять словарный запас.
Ход: отвечая на вопросы воспитателя, дети подбирают относительные прилагательные.
Д/и «Времена года»
Задача: развивать внимание, логическое мышление.
Ход: воспитатель называет приметы времен года, дети должны их определить.
3. Наблюдаем за снегом.
Д/и «Придумай предложение»
Задача: учить составлять предложения.
Ход: дети придумывают как можно больше предложений со словом «снег».
Д/и «Кто больше назовет действий»
Задача: расширять словарный запас подбором глаголов.
Ход: по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.
4. Знакомимся со свойствами льда.
Д/и «Какой лед»
Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.
Ход: дети дают описание льда.
5. За окном мороз.
Д/и «Когда это бывает»
Задача: закреплять знания детей о времени года «Зима».
Ход: воспитатель дает детям описательный рассказ одного из времен года. Дети должны узнать это время года.
6. Наблюдаем за работой дворника.
Д/и «Кому что нужно для работы»
Задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.
Ход: дети наблюдают за работой дворника на территории детского сада.
7. Наблюдаем за деревьями.
Д/и «Что сначала, что потом»
Задача: развивать логическое мышление, фантазию.
Ход: дети отвечают на вопросы воспитателя «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?».
Д/и «Толще, выше»
Задача: развивать ориентировку в пространстве.
Ход: дети описывают дерево, предложенное воспитателем.
8. Изучаем транспорт.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить детей составлять описательный рассказ.
Ход: воспитатель дает детям образец описательного рассказа, дети должны догадаться о каком транспорте говорится в рассказе. Затем дети самостоятельно описывают любой транспорт.
9. Зимующие птицы.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить детей составлять описательный рассказ.
Ход: дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
10. Зимние забавы.
Д/и «Придумай предложение»
Задача: развивать связную речь.
Ход: дети придумывают предложение с заданным словом.
11. Где, чей след.
Д/и «Чьи следы?»
Задача: учить образовывать притяжательные прилагательные.
Ход: воспитатель рисует на снегу или показывает карточки со следами животных и птиц. Дети должны отгадать, чьи следы, используя притяжательные прилагательные.
12. Наблюдаем за животными.
Д/и «Назови собачку»
Задача: активизировать в речи клички животных.
Ход: дети придумывают клички для собаки.
13. Как стали одеваться люди.
Д/и «Назови ласково»
Задача: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: дети подбирают «ласковые» слова к словам по теме «Одежда».
Д/и «Назови одним словом»
Задача: закреплять обобщающие слова.
Ход: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Зимняя одежда».
Д/и «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»
Задача: закреплять словообразование в мужском, женском и среднем роде.
Ход: дети отвечают на поставленные вопросы.
ВЕСНА
1. Пришла весна.
Д/и «Отгадай-ка»
Задача: учить описывать предмет, выделять в нем существенные признаки.
Ход: дети описывают предмет, предложенный воспитателем.
Д/и «Когда это бывает?»
Задача: закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Ход: воспитатель описывает природное явление, дети должны ответить к какому времени года оно относится.
2. Наблюдаем за небом и облаками.
Д/и «Какое небо?»
Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.
Ход: дети рассматривают небо, описывают его.
3. Наблюдаем за снегом.
Д/и «Придумай предложение»
Задача: развивать речевую активность, учить составлять предложения в определенной форме.
Ход: дети составляют предложения со словом «снег».
4. Капель.
Д/и «Что бывает короткое, длинное»
Задача: уточнить представления детей о величине предметов.
Ход: дети вместе с воспитателем рассуждают о величине предметов.
Д/и «Где звенит капель?»
Задача: развивать слух, учить ориентироваться в пространстве.
Ход: дети наблюдают за капелью, определяют, где она находится (слева, справа).
5. Кругом вода.
Д/и «Какой ручей»
Задача: развивать умение подбирать относительные прилагательные.
Ход: дети составляют предложения, описывая ручей.
6. Ледоход.
Д/и «Придумай слово»
Задача: учить составлять однокоренные слова.
Ход: дети подбирают однокоренные слова к слову, предложенному воспитателем.
7. Знакомимся с перелетными птицами.
Д/и «Узнай птицу по описанию»
Задача: учить составлять описательный рассказ.
Д/и «Назови одним словом»
Задача: закреплять обобщающие слова.
Ход: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Перелетные птицы».
8. Первые листья на деревьях.
Д/и «Рассмотри и опиши»
Задача: закреплять знания детей об изменениях в природе весной.
Ход: дети рассматривают предложенные воспитателем разные листья деревьев.
9. Зеленый ковер.
Д/и «Вершки и корешки»
Задача: повторить строение растения.
Ход: дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем.
10. Цветут деревья и кустарники.
Д/и «Найди дерево»
Задача: учить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья.
Ход: дети находят и рассматривают разные деревья и кустарники.
Д/и «Узнай по описанию»
Задача: учить составлять описательный рассказ.
Ход: дети составляют рассказ о любом дереве (кустарнике).
11. Солнышки на траве.
Д/и «Когда это бывает»
Задача: закреплять знания детей о временах года.
Ход: воспитатель дает детям описательный рассказ одного из времен года. Дети должны узнать это время года.
12. Наблюдаем за работой дворника.
Д/и «Кому что нужно для работы»
Задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.
Ход: дети наблюдают за работой дворника на территории детского сада.
13. Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде.
Д/и «Загадай, мы отгадаем»
Задача: закреплять знания детей о растениях, растущих в саду и огороде, учить называть их признаки.
Ход: один ребенок описывает любое растение, другие – отгадывают.
ЛЕТО
1. Наблюдаем за солнцем.
Д/и «Составь предложение»
Задача: развивать связную речь.
Ход: дети составляют предложение с заданным словом.
2. Наблюдаем за небом и облаками.
Д/и «Скажи ласково»
Задача: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: дети образовывают «ласковые» слова от предложенных воспитателем.
3. Наблюдаем за ветром.
Д/и «Подуй как ветер»
Задача: отрабатывать силу голоса, учить делать глубокий вдох носом, выдох через рот.
Ход: дети дуют на вертушки.
4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой.
Д/и «Радуга»
Задача: закреплять представления об основных и дополнительных цветах.
Ход: дети называют по порядку все цвета радуги.
5. Наблюдаем за деревьями и кустарниками.
Д/и «Найди дерево»
Задача: закреплять названия деревьев.
Ход: воспитатель называет дерево, имеющееся на участке. Дети должны найти его.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить находить сходства и различия.
Ход: дети находят и сравнивают разные деревья и кустарники.
6. Что цветет летом.
Д/и «Опиши цветок»
Задача: учить подбирать прилагательные к существительным.
Ход: воспитатель показывает детям цветок, они описывают его.
Д/и «Что где растет»
Задача: закреплять знания детей о растениях леса и луга.
Ход: воспитатель называет лесные и луговые растения, а дети определяют, где они растут.
7. Изучаем песок и почву.
Д/и «Что я построю из песка»
Задача: учить составлять предложения на заданную тему.
Ход: дети рассказывают и показывают, что можно построить из песка.
8. Наблюдаем за водой.
Д/и «Какая вода?»
Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.
Ход: дети описывают воду.
Д/и «Тонут - плавают»
Задача: закреплять знания о свойствах предметов.
Ход: воспитатель с детьми запускают в воду разные по весу предметы.
9. Наблюдаем за насекомыми.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить находить сходства и различия.
Ход: воспитатель описывает насекомое, дети его угадывают.
10. Наблюдаем за птицами.
Д/и «Угадай по описанию»
Задача: учить находить сходства и различия.
Ход: воспитатель описывает птицу, дети угадывают. Затем дети самостоятельно сравнивают птиц.
11. Наблюдаем за лягушкой.
Д/и «Какая лягушка?»
Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.
Д/и «Кто больше назовет действий»
Задача: активизировать словарный запас глаголами.
Ход: дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки.
12. Наблюдаем за трудом взрослых.
Д/и «Кому что нужно для работы»
Задача: воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.
Ход: дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий.
13. Лесные дары – грибы и ягоды.
Д/и «Чудесный мешочек»
Задача: развивать тактильную чувствительность.
Ход: дети ощупывают муляжи грибов, ягод и называют их.