Гребенюк Ирина Викторовна
Дидактические игры к лексическим темам для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения по теме: «Осень, деревья».«Выделение четвёртого лишнего по цвету.» Цвета:красный,зелёный,жёлтый,
синий; оранжевый,коричневый,жёлтый,
фиолетовый.
Материал: листья и плоды деревьев; осенние цветы.
«Выделение четвёртого лишнего по цвету на слух.»
Красный, красный, красный,зелёный.
Синий,красный,синий,синий.
Жёлтый,красный, красный, красный.
«Повтори».
Дуб-рябина-сосна.
Берёза-ель-клён.
Клён-рябина-ель.
Берёза-дуб-рябина.
Ель-дуб-сосна.
Дуб-клён-берёза.
Публикация «Дидактические игры к лексическим темам для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Сколько и какие?»
Перед каждым ребёнком несколько одинаковых листьев (5 берёзовых, 3 кленовых, 6 липовых, 7 рябиновых). Ребёнок проговаривает, какие у него листья и сколько: «У меня три кленовых листа.»
«Какое дерево я загадала?»
Белоствольная (берёза)
Резные листья у (клёна)
Красные ягоды у (рябины)
Серцевидные листья у (липы)
«Назови похожие слова».
Лист. (листочек, листок,листья,листопад)
Дерево. (деревце,деревья,
деревянный)
Куст. (кусты,кустик,кустистый,
кустарник)
Ветка. (веточка,ветвистый,
ветки)
Берёза. (берёзонька,берёзка,
берёзовый,подберёзовик)
Составление рассказа-сравнения
О клёне и берёзе по картинкам и по листьям. «Это клён и берёза. Ствол у клёна тёмного, а у берёзы – белого цвета. Они одинаковой высоты. у клёна лист кленовый, резной, у берёзы – берёзовый. Осенью листья у клёна разноцветные, а у берёзы- жёлтые. Семена берёзы – серёжки, семена клёна – крылатки.»
«Нарисуй нужную фигуру»
Ёлка с четырьмя ветками, ёлка с тремя ветками… (с двумя ветками)
«Назови, от какого дерева листья»
«Зашумлённые» картинки с листьями берёзы, дуба, клёна, рябины,ёлки, сосны
«Найди два одинаковых листочка»
Каждому ребёнку предлагается 6 пар листочков деревьев и кустарников, различных по форме и цвету.
Дидактические игры и упражнения по теме «Грибы».
1. «Четвёртый лишний.»
Мухомор,лисичка,боровик, сыроежка.
Подберёзовик,поганка,боровик,
сыроежка.
Опёнок,поганка,мухомор,
сатанинский гриб.
2. «Собери картинку.»
Разрезная картинка из 4-5 частей по диагональным линиям.
3. «Разложи по группам (съедобный- несъедобный)»
Перед ребёнком набор из 10 картинок со съедобными и ядовитыми грибами. Надо разложить их в две группы.
4. «Узнай гриб (по контуру, по тени)»
Предлагаются контурные и силуэтные изображения грибов. При затруднении-дополнительно соответствующая цветная картинка.
5. «Подбери пару (дерево-гриб)»
Разложи грибы под те деревья,где они должны расти. Подберёзовик-под берёзу и т. д.
6. «Где гриб растёт?»
Использование предлогов. Гриб перемещается по картинке с поляной и деревом (за,на,под,между,около)
7. Составление предложений по опорным словам : лес, грибы, дети, дерево и т. д. При затруднении- опора на сюжетную картинку.
8. Составление сравнительных рассказов о грибах.
Сравни подберёзовик и подосиновик.
Сравни белый гриб и моховик.
Сравни мухомор и лисичку.
9. Составление рассказа по картине.
«Продолжи рассказ по данному началу»
10. «Повтори»
Лисичка-сыроежка-подберёзовик.
Опята-лисички-сыроежки.
Боровик-лисичка-мухомор.
11. «Какой гриб я загадала?»
С коричневой шляпкой и толстой ножкой.
С красной шляпкой, растёт под осиной.
Растут около пеньков.
Дидактические игры и упражнения по теме «Овощи, фрукты и ягоды».
«Сложи картинку»
Картинка с чёрно-белым изображением овоща, разрезанного на 6-8 частей.
«Отгадай по описанию»
Ребёнок описывает свой овощ, не называя его. Остальные дети должны угадать название овоща.
«Чего не стало?»
На доске картинки с овощами (5-10 штук).Дети закрывают глаза. Педагог убирает картинку. Дети должны ответить, чего не стало.
«1-3-5 .»
Назовите овощи ласково.
Один огурчик-три огурчика-пять огурчиков.
Картофель,морковь,свёкла,помидор
«Какой,какая,какое,какие?»
Яблоко-жёлтое яблоко.
Слива.
Вишни.
Банан.
Персики.
Виноград.
Абрикосы.
«Цепочка»
У детей картинки с предметами красного,жёлтого,синего цветов. Педагог ставит на доску картинку с изображением предмета жёлтого цвета. Дети,у которых картинки такого же цвета,выставляют их на доску. И т. д.
«Обведи фрукты»
Яблоки-зелёным, груши-жёлтым,сливы-синим цветом в ряду картинок-яблоко,груша,груша. слива,вишня, лимон,апельсин,яблоко.
Составление рассказа-сравнения.
Это яблоня и малина. У них есть корни,ветки,листья. У яблони от корня отходит один ствол, у малины от корня отходит много веток. Плоды яблони-яблоки, плоды куста малины-ягоды малины. Листья у яблони овальные, у малины-резные.
«Вверху-внизу, справа-слева.»
Дети должны расположить предметные картинки с овощами и фруктами по указанию дефектолога на альбомном листе. Затем дети рассказывают,какой овощ и фрукт где лежит. Указывая их цвет.
«Магазин»
У меня яблоко. В магазине продают что? (яблоки). На прилавке много чего? (яблок)
«Угадай на ощупь»
В мешочке лежат натуральные фрукты и овощи. Дети на ощупь узнают и называют их.
«Какой,какое?»
Компот из клубники-какой? (клубничный компот)
Варенье из яблок-
Сок из груши-
Пюре из смородины-
Дидактические игры и упражнения по теме «Откуда хлеб пришёл».
«Достань и назови»
В мешочке лежат хлебобулочные изделия:пряник: печенье, сушка, сухарь, булка и т. д. дети по очереди достают из мешочка и называют их.
1.«Составь рассказ «Как выращивают хлеб» по картинкам»:
2. «Разложи картинки по порядку»:
Серия картинок:
1. трактор пашет землю,
2. трактор с сеялками,
3. комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик,
4. мукомольный завод, 5. хлебозавод,
6. булочная
«Какой хлеб?»
Какой бывает хлеб?
Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, чёрствый, душистый, ароматный.
«Назови слова, в которых есть одинаковая часть»
Хлеб. (Хлебушек. хлебец, хлебница, хлебороб)
«Выбери профессии»
Ребёнку предлагаются картинки с изображением людей разных профессий.
Инструкция: «Выбери те профессии, которые нужны для производства хлеба»
«Отгадай, что я делаю»
Составление предложений по демонстрируемому действию.
(сею зерно, срезаю колосья,
мелю зерно, замешиваю тесто.)
Дидактические игры и упражнения по теме «Продукты питания».
1. «Четвёртый лишний.»
Колбаса, котлета, сосиска,молоко.
Молоко, творог, сметана, котлета.
2. «Собери картинку.»
Разрезная картинка из 4-5 частей по диагональным линиям.
3. «Разложи по группам (основные группы продуктов)»
Перед ребёнком набор из 15 картинок с набором продуктов (мясных, молочных. растительных).Надо разложить их в три группы.
4. «Запомни и назови»
На карточке 3 ряда по три предмета (продукты питания). Задание: внимательно рассмотри (10 секунд) и запомни продукты питания. Затем предъявляется другая
таблица с большим количеством картинок. Ребёнок должен отыскать продукты с первой таблицы.
5. «Подбери пару (хлеб-нож и т. д.)»
Разложи предметы посуды под те продукты, для использования которых они нужны.
6. «Что из чего сделано?»
Использование существительных в Р. п. с предлогом.
7. Составление предложений по опорным словам : свинья,мясо,курица, яйца. При затруднении- опора на сюжетную картинку.
8. Простые аналогии.
Яйцо Мясо
Курица Кошка,свинья,собака
Колос Мясо
Хлеб Колбаса,торт,сметана
Мясо Молоко
Котлета Сметана,хлеб,сосиски
9. Составление рассказа по серии картин.
«Как мама обед готовила.»
10. «Повтори»
Суп-каша-яичница.
Колбаса-творог-масло.
Сметана-макароны-сосиски.
Дидактические игры и упражнения по теме «Бытовые приборы».
«Сложи картинку»
Картинка с чёрно-белым изображением электроприбора, разрезанного на 6-8 частей.
«Отгадай по описанию»
Ребёнок описывает свой бытовой прибор, не называя его. Остальные дети должны угадать название прибора.
«Чего не стало?»
На доске картинки с электроприборами (5-10 штук).Дети закрывают глаза. Педагог убирает картинку. Дети должны ответить, чего не стало.
«1-3-5 .»
Назовите с числом 1-3-5.
Один утюг-три утюга-пять утюгов.
Утюг. Пылесос, телевизор, плита. Холодильник. Стиральная машина.
«Вверху-внизу, справа-слева.»
Дети должны расположить предметные картинки с бытовыми приборами по указанию дефектолога на альбомном листе. Затем дети рассказывают,какой прибор где лежит.
«Магазин»
У меня телевизор. В магазине продают что? (телевизоры). На полке много чего? (телевизоров)
«Отгадай загадки»
Привезли на кухню ящик-
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник)
То назад,то вперёд
Ходит-бродит пароход.
Остановишь-горе!
Продырявит море! (Утюг)
Что за чудо, что за ящик?
Сам певец, и сам-рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (Телевизор)
Ходит-бродит по коврам,
Носом водит по углам.
Где прошёл- там пыли нет,
Пыль и сор- его обед. (Пылесос)
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Плита)
Эта машина-не автомобиль.
Эта машина-помощница маме.
Бельё ей не нужно
Стирать руками.
(Стиральная машина)