Никитина Ирина Викторовна
Дидактические игры и упражнения в сенсомоторном развитии детей с детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Рост количества детей с патологией – детский церебральный паралич, является серьезной социальной проблемой.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – объединяет группу неврологических расстройств, которые возникли в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Причина ДЦП заключается в органическом поражении одного или нескольких участков головного мозга. Очень часто поражаются двигательные центры и чувствительные, то есть сенсорные центры.
Публикация «Дидактические игры и упражнения в сенсомоторном развитии детей с детским церебральным параличом» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дети с ДЦП испытывают дефицит сенсорного взаимодействия : зрительного, слухового, вестибулярного и восприятия своего тела, а именно у них нарушено равновесие, искажено направление движений, нарушена пространственная ориентировка.
У детей с ДЦП ограничена предметная и манипулятивная деятельность, трудность в восприятии предметов на ощупь, недоразвитие зрительной и моторной координации ведет к препятствию в формировании полного предметного восприятия и познавательной деятельности ребенка, что является важным для детей с ДЦП.
Сенсорное развитие в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции. Успех физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития, от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько он может оперировать информацией; насколько эти знания может выразить в речи. У детей с ДЦП формирование всех процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, нарушением зрительного, слухового и, конечно же, двигательного анализаторов.
В работе с такими детьми необходимо использовать дидактические игры и упражнения :
– На зрительное восприятие: вкладыши (по цвету, форме, размеру, мозаики, пирамидки, матрешки, пазлы.
– На слуховое восприятие, слуховую память: музыкальные инструменты, погремушки, звучащие кубики, шарики, игрушки.
– Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, шарики, разноцветные палочки, предметы разной формы и величины.
– На тактильные ощущения: массажные коврики, пластилин, тесто, игрушки, «Чудесный мешочек».
– На обоняния: баночки с кофе, мёдом, чаем, перцем, корочками лимона.
– На пространственные представления: колечки, мячики, кубики, палочки, шарики, веревочки, конструктор.
– На мелкую моторику рук для детей с ДЦП : бусы, шнуровки, пуговицы, молнии, конструктор, кубики, матрешки, мозаики, пищащие игрушки, пазлы, рисование, обводилки, пальчиковые игры, а также упражнения с водой, песком, крупами.
Для системного сенсорного развития необходимо постоянно обращать внимание ребенка объекты домашней обстановки, на улице, на одежду, продукты, то есть закреплять знания наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять все изученное в игровой форме, а так же активировать внимание с помощью стихотворений.
Правильно подобранные и используемые упражнения для развития сенсорного восприятия помогут ребенку адаптироваться к окружающей среде, формируют у него основы общения с близкими окружением, развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания.