Мерясева Ирина Владимировна
Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни
Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни
Составила: учитель- дефектолог,
Мерясева Ирина Владимировна
Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни
Публикация «Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–3 года жизни» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающими. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.
Задача педагога (родителя) заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание детей на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.
При проведении игр с детьми 2-го года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, - это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.
Для занятий с детьми 2-го года жизни рекомендовано пять видов игрушек, отличающихся автодидактическими свойствами (т. е. характер игровых действий зависит от конструкции и материала, из которого сделан предмет).
1. Игрушки, имеющие сквозное отверстие, для нанизывания на стержень, способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывания и снятия предметов. Выполнение задания осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание и снятие со стержня).
2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине и форме. В дидактических целях используются различные по форме коробки (узкая, высокая, широкая, низкая). Действия обусловлены конструктивными особенностями предметов (из узкой коробки ребенок выкладывает предметы, наклоняя ее, из широкой – опуская внутрь руку).
3. Геометрические игрушки-вкладыши развивают пространст-венную ориентировку, знакомят детей с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют мелкую моторику, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.
4. Сборно-разборные дидактические игрушки способствуют формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей, подобранных по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам.
5. Небольшие сюжетные игрушки, а также предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, катушки, вазочки и т. п.). В занятиях у детей должны присутствовать все компоненты активной ориентировки: ожидание, поиск, оправдавшееся предположении, видимое достижение результатов. Они обязательно должны испытывать радость, чувство удовлетворения от выполнения задания. При одном и том же программном содержании следует варьировать материал и форму упражнений.
Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач. У детей 2-го года жизни активно развиваются : слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память и другие высшие психические функции (ВПФ, а также моторика пальцев и координированные движения рук, формируется любознательность, устойчивый интерес и волевые черты характера.
На третьем году активность малыша проявляется в большой самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, лепить, строить. Расширяется ориентировка в окружающем, быстро развивается наглядно-образное мышление, способность к обобщению и сравнению.
В этом возрасте для детей рекомендуется на занятиях и в самостоятельной деятельности использовать пять видов дидактических игрушек :
1) для нанизывания (различные пирамидки);
2) для вкладывания и выкладывания различные полые формы (конусы, кубы, цилиндры);
3) объемные геометрические фигуры;
4) сборно-разборные игрушки (матрешки, бочата и т. д.);
5) игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.
Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы)
Детям предлагается собрать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, а затем собрать две такие же (красную и синюю, т. е. с ориентировкой по величине и цвету. Дети осваивают сбор пирамидки, осуществляя выбор из трех величин: «большая», «поменьше», «маленькая».
От 2,5 лет дети уже умеют собирать пирамидку путем чередования деталей по цвету, форме, величине, т. е. действовать в определенной системе, целенаправленно – сначала по показу, а затем по инструкции, удерживать цель в памяти.
После 2,5 лет необходимо побуждать детей действовать только по вербальной инструкции.
Занятия с объемными формами (шар, куб)
Упражнения усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой дифференцировки.
В 2-2,5 года дети вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в трехвеличинном соотношении: большие, поменьше, маленькие.
От 2,5 лет следует обучать детей проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме.
К 3 годам ребенок должен уметь чередовать детали согласно вербальной просьбе: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Размещение вкладышей различной величины и формы осуществляется двумя способами:
- отбирать предметы одной разновидности, затем раскладывать оставшиеся;
- брать вкладыши подряд и для каждого отыскивать соответствующее гнездо.
Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами
В 2-2,5 года дети могут составлять башенки их трех последовательно уменьшающихся деталей. Им предлагают предметы-вкладыши: кубы, конусы, цилиндры.
В 2,5-3 года малыши должны собирать конструкции из 2-3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета, чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине.
Занятия со сборно-разборными игрушками
Упражнения усложняются не только за счет увеличения числа вкладных предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине и рисункам. У детей совершенствуется координация движений и мелкая моторика.
Использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек
Дети способны уже выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек», т. е. без зрительного контроля узнавать предмет по форме, величине, а также находить различные предметы, игрушки, по предъявленной картинке, соотносить реальный предмет и его изображение.
К концу третьего года жизни у детей уже накапливается сенсорный опыт. Педагог пользуется краткой речевой инструкцией. Не следует требовать обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета и формы. Независимо от результата выполнения задания, не забывать хвалить и поощрять детей.
Приложение (для родителей)
Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 2-3 года жизни
1. «Поймай мяч»
Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
2. «Попляшем с погремушками»
Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.
3. «Где звучит игрушка?»
Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий, развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
4. «Поиграем на балалайке»
Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
5. «Возьми — положи»
Цель: учить детей брать, понимать и выполнять простые инструкции, побуждать к произнесению слов: «упал», «на»; развивать мелкую моторику рук.
6. «Переложи игрушки»
Цель: учить детей брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
7. «Покатай матрешек»
Цель: упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук, формировать внимание и целенаправленные действия, создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.
8. «Мозаика»
Цель: учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.
9. «Вложи кубик в кубик»
Цель: учить детей вынимать маленький вкладыш из большого и вкладывать его обратно по инструкции (вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом, совершенствовать мелкую моторику рук.
10. «Открой — закрой»
Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой, при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.
11. «Башня»
Цель: учить детей строить башню из 3 кубиков, накладывая один на другой, выполнять речевые инструкции («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук.
12. «Дом»
Цель: учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши, понимать и выполнять речевые инструкции («возьми крышу», «поставь кубик» и т. д., побуждая детей к произнесению слов : «дай», «дом», «так», звукоподражаний: «топ-топ», развивать мелкую моторику рук.
13. «Дорожка»
Цель: учить детей простому конструированию постройки: дорожки из брусков (кирпичиков, использовать дорожку для игры : водить по ней куклу, возить машину, побуждая детей к произнесению слов и звукоподражаний: «дай», «на», «ля-ля», «топ-топ», «би-би», развивать мелкую моторику рук.
14. «Машина»
Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Учить понимать и выполнять инструкции: «возьми кирпичик, кубик», «положи кубик на кирпичик», «покатай машину», побуждать детей произносить слова и звукоподражания: «кубик», «дай», «би-би», развивать мелкую моторику рук.
15. «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
16. «Опусти шарик в коробку»
Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой» и «маленький».
17. «Уложи куклу спать»
Цель: учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше») учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
18. «Цветные кубики»
Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой», действовать по подражанию.
19. «Найти свою игрушку»
Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.
20. «Чудесный мешочек»
Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.
21. «Почтовый ящик»
Цель: различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы: учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.
Список литературы:
1. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. - М. : Просвещение, 1973. - 110с.
2. Рожков О. П., Дворова И. В. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2—4-го года жизни» Методические рекомендации Москва — Воронеж 2007г
3. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №2 - С. 76.