Анна Вельменко
Дидактические игры и их роль в развитии незрячих и слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактических игр состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам.
Публикация «Дидактические игры и их роль в развитии незрячих и слабовидящих детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость. Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться то ненужных и навязчивых движений.
Арсенал дидактических игр незрячих детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросы со стороны учителя. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Также можно по аналогии составлять специальные игры для незрячих детей. Ставя задачу развития незрячих и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, учитель старается использовать разнообразные игры.
Необычайно важно учить незрячих детей ориентироваться во времени и пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх «Ищи по заданию», «Холодно – жарко» и другие. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о времени года, играх с часами, где брайлевский циферблат.
Упражнение слуха незрячих происходит в таких играх, как например «Узнай по голосу»; сюда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха, многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале.
Многие дидактические игры способствуют активизации речи и словаря незрячих и слабовидящих школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. д.
Все разновидности дидактических игр имеют определенное значение для развития детей и направлены на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и могут быть использованы как одно из ведущих средств воспитания, готовящее незрячего и слабовидящего ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.
Творческие игры и их роль в развитии незрячих и слабовидящих
Ценность творческой игры заключается в том, что она дает возможность для развития инициативы, самостоятельности, активности и воображения детей. Способствует развитию логического мышления и эмоциональной сферы и т. д. В творческой игре дети отражают окружающий мир, общественные события, жизнь людей, их поступки. Содержание игры заключается в изображении характеров людей, привлекательных для ребят, и ситуаций, в которых эти люди действуют. По содержанию творческие игры делят на следующие виды:
-игры, отражающие общественные события;
-производственные игры;
-бытовые игры;
-военные игры.
Творческие игры детей с нарушением зрения по содержанию и разнообразию значительно беднее игр зрячих детей. Из творческих игр эти дети выбирают «Школу», «Больницу», т. е. те игры, содержание которых или переживалось ими лично или наблюдалось.
Развитие творческой, сюжетной игры у детей затруднено в связи с тем, что они, не видя конкретных действий того или иного человека, не могут изобразить это действие в условном игровом значении. Многие действия могут изобразить только звуковой ситуацией, что тоже очень важно, но не достаточно для игры.
Эти трудности обусловлены как биологическими, так и социальными последствиями дефекта: отсутствием зрительных представлений и зрительного подражания, ограниченной подвижностью, боязнью нового, неизвестного, очень узким кругом жизненных впечатлений, общения, отсутствием игрового контакта со сверстниками.
В отличие от игр зрячих детей творческая игра незрячих и слабовидящих школьников связана с рядом трудностей, выражающихся в длительности и тщательности подготовки в знакомстве с определенными объектами, которые лежат в основе содержания игры предварительный разбор и разучивание игровых действий.
Умело организованная игра, постоянное усложнение ее сюжета и игровых способов и действий, правильное распределение ролей, создание психолого-педагогических ситуаций, в которых дети смогут проявлять и тренировать определенные личные качества, умения и навыки, способствуют эффективности коррекционно-воспитательной работы, формированию полноценной личности.