Наталья Черевичко
Дидактические игры для эффективного развития математических способностей у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Сегодня мы с вами собрались на методическом объединение по применение игровых технологий как условия эффективного развития математических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Мы взяли одно из направлений математических способностей детей, это изучение геометрических фигур (форма).
Публикация «Дидактические игры для эффективного развития математических способностей у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Освоение детьми формы предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Согласно ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) используются такие виды деятельности, как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот – круг, а это – круглое блюдце, круглое кольцо, обруч».
Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Поэтому согласно ФГОС ДО образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами.
Целью наших занятий по изучению геометрических фигур
Цель- закрепить знания о геометрических фигурах.
Задачи:
• упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по форме
• закрепить умение детей разбивать группы предметов по форме
• развивать слуховой анализатор.
В своей работе мы используем такие дидактические игры, как :
• Геометрический боулинг
• Я – фигура!
• Геометрическая обезьянка
• Волшебный кубик
Для игры в «Геометрический боулинг» ребята используют те геометрические фигуры, которые устойчиво стоят на полу, показав несколько раз как играть в геометрический боулинг, дети сами самостоятельно играют в эту игру. Играя в игру у детей развивается глазомер, координация движения, ловкость. Играя в игру «Я – фигура!» ребята развивают внимание, закрепляют свойства геометрических фигур. Воспитатель наклеивает детям на спину геометрические фигуры, на полу разложены геометрические фигуры, те дети у кого нет на спине геометрических фигур, берут с пола любую геометрическую фигуру и ищут её на спине у ребят, найдя фигуру отдают, ребенок получивший фигуру поднимает её и говорит, например (я – квадрат).Также с детьми, мы играем в игру «Геометрическая обезьянка» С помощью этой игры дети также закрепляют свойства геометрических фигур. Воспитатель разбрасывает по полу геометрические фигуры (круги,кубики) кладет на пол обруч в обруч садит обезьянку. Игровая ситуация: (Обезьянка очень любит геометрические фигуры) кто скажет какие (круги). Но обезьянка не может выйти за границы обруча, давайте ей поможем найти круги. Дети ищут круги и кладут их внутрь обруча. Волшебный кубик, мы используем для развития цветового восприятия, логического мышления. В кубик воспитатель закладывает овощи, фрукты схожи по формам с геометрическими фигурами, ребенок опускает руку в кубик вытащив фрукт и овощ должен обосновать свой выбор (например морковь – оранжевый овал, груша – желтый треугольник, яблоко – красный круг)