Наталья Борзунова
Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать речь детей необходимо с младенчества. Сначала ребенок учится понимать слова окружающих. Потом подражает, издает звуки. Возникает звукоподражание. На его основе постепенно малыш пытается произносить конкретные слова, которые обозначают названия предметов ближайшего окружения (игрушки, члены семьи, фрукты и овощи, домашние животные, одежда).
Публикация «Дидактические игры для развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В детском саду воспитатель, ориентируясь на задачи речевого развития, прописанные в комплексной программе дошкольного образования, подбирает разнообразные дидактические игры для их решения.
Картотека дидактических игр для развития речи детей раннего возраста
Игры, направленные на развитие словаря
Игры, направленные на развитие
звукоподражания
ВЫБЕРИ ПУГОВКИ
Цель: Воспитание умения группировать
предметы по величине, учить понимать
слова: большой, маленький.
Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
ГРОМКО-ТИХО
Цель: Развитие умения менять силу
голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
ПРИНЕСИ ИГРУШКУ
Цель: развитие умения находить предмет по слову взрослого, активизации речи, звукоподражания.
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч и др).
пирамидка, кукла, книжка).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Попросите ребенка принести, например, машинку. Если он ошибется, укажите на нужный предмет. Затем спросите, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию. Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки :
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто - там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.
ИГРА С ШАРИКАМИ «СТРОИМ ДОМ»
Цель: развитие у ребенка умения выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметам в зависимости от задачи.
Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.
Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу.
Ход игры : Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»
ИДИТЕ С НАМИ ГУЛЯТЬ
Цель: развитие умения пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери, домашние животные.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: развитие звукопроизношения, голосового аппарата. Помогает закрепить правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Способствует выработке умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы
Ход: Показывает ребенку часы и говорите: «Это - часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (ребенок отвечает). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносите громко) «тик-так», а маленькие - тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносите в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие - быстро (произносите в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как - маленькие? (ребенок отвечает). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).
НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ
Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
ДУЕТ ВЕТЕР
Цель: Развитие умения в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку.
В цветочки он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно). Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: развитие умения использовать в речи существительные : шарик, кубик,
прилагательные: круглый, квадратный.
Оборудование: мешочек, шары, кубики. Ход игры : Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.
АВТОМОБИЛЬ
Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука «б» (бь, развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.
Ход игры : Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как они гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: развитие умения фиксировать внимание на величине предметов и ее словесном обозначении, активизировать в речи слова : большой (ая, маленький (ая).
Ход игры : воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий:
1 Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.
2 Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.
Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая? Какая это матрешка?».
КАП - КАП - КАП
Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование: Картинка с изображением дождя.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку и
говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал
тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо
повторяет, потом застучал сильнее: «кап-
кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель
читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - Мы промочим ножки.
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ДОМ БОЛЬШОЙ, ДОМ МАЛЕНЬКИЙ
Цель: развитие словаря, координация речи и движения.
Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.
Ход игры : Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой».
У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны).
А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
ОЙ, УШКО БОЛИТ
Цель: развитие умения медленно и протяжно произносить звук «О», развивать голосовой аппарат.
Оборудование: красивый яркий платок, кукла.
Ход игры : покажите ребенку картинку. Объясните, почему у девочки завязана щека. У Кати болит ушко, поэтому она плачет.
Возьмите куклу (завяжите платок и предложите покачать куколку, спеть песенку: «О-о-о!».
КАКОЙ?
Цель: развитие у ребенка умения находить разнообразные предметы заданного цвета. Называть их.
Оборудование: Различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка. Ход игры : педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.
МЫШКА И ЦЫПЛЕНОК
Цель: закрепление умения правильно и четко произносить звук «П» в звукоподражаниях, учить звукоподражать, громко и тихо.
Оборудование: игрушечные мышка и цыпленок.
Ход игры : покажите детям игрушки и спросите, как они называются. Предложите с ними поиграть. Прочитайте рифмовку: Как-то раз мышонок
С утра решил играть.
С кем можно поиграть?
С тем, кто может с ним пищать. «Пи-пи-пи», - сказал мышонок. И ответил вдруг цыпленок… Но что сказал цыпленок,
Никак я не пойму. Сказал он, может: «Му»? Попросите ребенка вспомнить, как пищал мышонок. Спросите, что сказал цыпленок. Предложите спеть песенку мышонка тихо, а песенку цыпленка громко.
ЧУДЕСНАЯ КОРЗИНКА
Цель: развитие умения выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных.
Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход игры : Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
ТУК-ТУК
Цель: развитие голосового аппарата, развитие умения громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход игры : Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук», а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет.
Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук»
(в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
ОДЕНЬ КУКЛУ
Цель: развитие представления об основных действиях с предметами одежды и обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать; существительные - предметы одежды (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Оборудование: кукла, кукольная одежда.
Ход игры : Педагог вовлекает детей в
игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?
КОТ И МЫШИ
Цель: развитие умения четко и правильно произносить звук «П» в звукоподражаниях, произносить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование: изображение кота и мышки.
Ход игры : рассмотрите картинку. Прочитайте
стихотворение:
Мышка в норке сидит,
Мышка ночью не спит.
Страшно ей,
Она пищит: «Пи-пи-пи».
Кот у норочки сидит,
Нашу мышку сторожит.
Не пищи, мышонок, «пи-пи-пи» Нашу кошку не дразни! Предложите детям научить мышонка пищать сердито и громко.
ВЕСЕЛЫЙ КУБИК
Цель: развитие умения соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.
Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры : дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие. «Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
ПТИЧИЙ ДВОР
Цель: закрепление умения звукоподражания: га-га-га, кря-кря-кря, ко-ко-ко, пи-пи-пи, кукареку, учить поизносить звукоподражание громко и четко, активизировать в речи названия домашних животных.
Оборудование: изображения домашних животных (утки, гуси, куры, цыплята, петухи).
Ход игры : Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены домашние животные, а они имитируют
звуки, которые издают эти животные:
Гуси: га-га-га
Утки: кря-кря-кря
Куры: ко-ко-ко
Цыплята: пи-пи-пи
Петухи: кукареку.
МАША-РАСТЕРЯША
Цель: развитие словаря существительных, формирование понятия «игрушки».
Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.
Ход игры : детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?
Была у мамы Маша,
Дочка-растеряша.
Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.
Мяч куда-то закатился,
Мишка с полочки свалился.
С тобой мы к Машеньке пойдем
И все игрушки соберем.
УГАДАЙ
Цель: развитие умения правильно и четко произносить звук «А» в слогах (звукоподражаниях, восклицаниях).
Оборудование: картинки.
Ход игры : Предложите ребенку рассмотреть картинки. Расскажите, что на них изображено. Спросите, как плачет девочка, как мальчик, разбив чашку? Как восклицает мальчик, порезав пальчик? ( девочка плачет: «А-а-а». Упала чашка: «Ах!» Уколол палец: «Ай».
СОБЕРЕМ УРОЖАЙ
Цель: развитие словаря, операции анализа и синтеза.
Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.
Ход игры : Детям предлагается сложить разрезную картинку, назвать ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.
УГОСТИМ КУКЛУ
Цели: развитие умения называть предметы, активизация речи.
Ход игры : воспитатель на подносе вносит
тарелочки с лимонами, яблоками и луком.
Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя.
Чем мы ее угостим? Дети рассматривают предметы, пробуют их на вкус и дают определение - горький лук, кислый лимон, сладкое яблоко. Затем детям предлагается
дать кукле понравившееся угощение.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Цель: развитие активного словаря
Ход игры : дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках.
Он звонит и говорит: «Тот, кого я позову,
будет звенеть колокольчиком. Таня, иди
возьми колокольчик». Девочка становится
на место взрослого, звенит колокольчиком
приглашает другого ребенка, называя его по имени.
УГАДАЙ, ЧТО НА КАРТИНКЕ
Цель: развитие словаря
Ход игры : для этой игры потребуются разрезные картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое ребенку, например, стол, яблоко, кукла, машина, животное.
Воспитатель показывает ребенку половину
изображения и просит угадать, что здесь
нарисовано.
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Лошадка
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
Барабан
Цель: формирование правильного и отчетливого произношение звука «б» (бь, обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь, а звукоподражания – громко и тихо.
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Спрячь мячик
Цель: Формирование у детей навыков понимания предложенных конструкций.
Оборудование: Мяч.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку выполнить действия с мячом по его указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. При этом воспитатель спрашивает малыша, куда он положил мяч, активизируя словарь по теме.
Где машина?
Цель: Развитие умения детей понимать предложенные конструкции.
Оборудование: Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход: Воспитатель раскладывает картинки перед детьми, затем просит показать картинку с изображением машины за деревом, около дома, не мосту и т. д. Активизирует речь малыша вопросом: «Где машина?».
Кто что ест?
Цель: формирование умения правильного употребления существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. Ход: тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Кто что услышит?
Цель: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т. п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что делать?
Цель: Развитие умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Громко – тихо
Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
Идемте с нами играть
Цель: Развитие умения пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
Игры, развивающие речевое дыхание
Листопад
Цель: развитие умения делать плавный, свободный выдох.
Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.
Снежинки
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
Игры, способствующие развитию понимаемой речи
Принеси игрушку
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т. п.).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Найди и принеси
Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате.
Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в группе.
Поручения
Ход: Воспитатель просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т. д. Если малыш не справляется, то воспитатель помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения воспитатель задает вопрос: «Что ты сделал?»