Марина Викторовна Заможных
Конспекты дидактических игр для развития коммуникативных качеств через рисование нетрадиционными способами
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для развития коммуникативных качеств через рисование нетрадиционными способами.
Воспитатель: Заможных М. В.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Играть любят все дети. Через использование игр можно многому научить детей. Предлагаю игры, во время которых дети учатся общаться, находить нестандартные решения, проявляют активность, самостоятельность, учатся уважать друг друга и при этом испытывают ситуацию успеха от выполненной деятельности. К тому же эти игры способствуют развитию мышления, воображения, фантазии, творчества и коммуникативных качеств личности.
Публикация «Конспекты дидактических игр для развития коммуникативных качеств через рисование нетрадиционными способами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«РИСУЕМ ВСЕЙ ГРУППОЙ»
Цель: Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества.
Задачи:
1. Обучать умению договариваться;
2. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.
3. Развитие свободного общения детей друг с другом
Материал:
лист ватмана или рулон обоев, карандаши, восковые мелки, пастель или фломастеры.
Ход игры:
Воспитатель: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один карандаш или фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом карандашами».
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
«ПОФАНТАЗИРУЕМ!»
ЦЕЛЬ: Использовать нетрадиционное рисование для развития художественно-творческих способностей у детей.
Задачи:
- Формировать умение создавать предмет, используя внутренний или внешний контур;
- Использовать в работе разные средства выразительности в сочетании (Поролоновые тампоны + тонкая кисть, простой карандаш + поролоновые тампоны, восковые мелки + краски и т. д.);
- Развивать воображение в дорисовке и прорисовке готовых контуров трафарета;
- Способствовать созданию сюжета и композиции, используя готовые образы трафарета.
«НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА»
ЦЕЛЬ:
Развитие умения работать в паре.
Задачи:
- Упражнять в рисовании фигуры человека, используя трафарет (внутренний и внешний);
- Формировать умение использовать приём "опредмечивания" для изображения людей разного пола, прорисовывая их одежду, причёски.
-Развивать умение рисовать человека.
Воспитатель придумать общее дело для двоих детей. Дети придумывают и говорят воспитателю на ухо. Далее педагог дает детям трафареты или шаблоны 2 фигуры человека детям указание: вам нужно нарисовать мальчика и девочку. Договоритесь между собой кто кого будет рисовать. Дети рисуют мальчика и девочку и их общее занятие. Например: дети играют в мяч, идут в школу…
«ДОРИСУЙ РИСУНОК»
Цель: Развивать коммуникативные качества в процессе создания рисунка.
Задачи:
- Упражнять в рисовании простых линий;
-Увлечь ребенка рисованием;
- Cоздать условия для успешной коммуникации.
Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.
Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.
Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.
«РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ»
Цель: Развивать умение общаться, договариваться, рисовать сообща.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т. е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска, например: рулон обоев, поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы, папы, брата или сестры. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто и что именно будет рисовать, чтобы получился единый сюжет.
«РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК»
Цель: Развивать активность, смелость в рисовании, коммуникацию.
Для занятия воспитатель или взрослый берет прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются тройки, они договариваются между собой о том, кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
«НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
Цель игры: Приобщать детей к истории костюма, к прошлому национальной культуры. Воспитывать уважение к людям других национальностей, гордость за Россию. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательские способности :
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Активизация словаря детей: "веночек", "шаровары", "свитка", «фартук», «кокошник» и т. д.
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со стихами Т. Г. Шевченко, с русскими народными сказками.
Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов, картинами Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказок и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев народных сказок и героев зарубежных сказок.
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Цель: Развивать навыки коммуникации.
Вариант игры в паре. Рисуем героев сказки. Например: красная шапочка и волк. Волк и коза. Заяц встретил волка. Заяц плачет, к нему подходит петушок…
Рисуем героев сказки "теремок", дети договариваются кто какого героя будет рисовать. Затем обыгрываем сказку.
Также можно рисовать героев произведений, стихов, потешек…
«ПОДВОДНЫЙ МИР"
Цель: Формировать у детей привычку вести диалог для построения отношений в группе. Воспитывать взаимоуважительные отношения.
Задачи: Закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.
Вариант. Каждый ребенок рисует свою рыбку любым нетрадиционным способом. Все вместе раскрашивают фон, кто - то рисует водоросли, кто- то камушки. Затем всё вырезают и склеивают коллаж.
«ПРИДУМАЙ ПЕЙЗАЖ»
Цель игры: Упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером, в составлении композиции, объединенной единым содержанием.
Задачи: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года, деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осеннем, только дуб зеленый…
Утешает осень - не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П. И. Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.
Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.
Вариант 2: Дети изображают пейзаж на ватмане при помощи различных штампов, губок, пробок ватных палочек. Затем дают название картине и рассказывают о том, что на ней изображено.
«ПРЕВРАЩЕНИЯ КРУЖОЧКОВ»
Цель игры: упражнять детей с помощью штампов, пробок, спонжиков в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, круги другой величины, изображать фрукты, ягоды, животных, снеговиков. Развивать воображение, творчество.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть материалы, приготовленные для рисования, выделить большие и маленькие круги, показывает, как выполнять рисунок печатями. Предлагает подумать в кого или во что можно превратить кружок, дополнив его деталями.
«ПРИДУМАЙ УЗОРДЛЯ КОВРА»
Цель: Учить детей придумывать узоры. Развивать творческое мышление. Воспитывать толерантность к детям своей группы.
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.
Затем узоры размещаются рядом, создавая единый ковёр из узоров.
«ПРЕВРАЩАЛОЧКА»
Цель: Развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение. В процессе педагог предлагает рассказать о том, что изобразил ребёнок.
Можно поручить двоим или троим детям создать свою единую композицию из природного материала. Придумать ей название.
«ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС»
Цель игры: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.
«ПЕРЕВЕРТЫШИ»
Цель игры: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.
Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.
«ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ" (ЦВЕТОВОЙ КРУГ)
Итоговое занятие.
Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.
Оборудование: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10, круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.
Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, о том, что в Царстве короля- Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом и объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Дети должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребёнок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребёнок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.
2 вариант игры:
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший жанр получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, её название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку или предоставить это право капитану команды.
ВЫВОД:
Используя эти игры в работе с детьми, я заметила, что дети стали больше общаться и в повседневной жизни, расширился круг их общения, они стали дружнее и чувствительнее к проблемам друг друга, внимательнее и отзывчивее. К тому же у детей повысился интерес к рисованию в целом и особенно к рисованию нетрадиционными способами. Обстановка в группе стала более дружелюбной.