Евгения Саврасова
Дидактические игры для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для ознакомления детей старшего
дошкольного возраста с растительным миром природы.
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.
Вершки и корешки
Первый вариант.
Дидактическая задача. Составить целое из частей.
Игровые действия. Поиски своей пары.
Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по
сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время
нельзя, надо искать и другую пару.
Публикация «Дидактические игры для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром природы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде
воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает
корешки (лук, репа, морковь, картофель и др., другой — вершки
— ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три
— свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе
пару. Второй вариант.
«Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает
только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду:
«Корешки», найдите свои «вершки»!». Дети должны стать так,
чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные
ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей, через которые
проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили
знания о разных растениях, надо предложить им поменяться
несколько раз вершками и корешками.
Примечание. С детьми подготовительной к школе группы игру
проводят на огороде перед началом уборки урожая. Детей делят
на несколько групп, каждой раздают корнеплоды, которые будут
убирать. Затем одной - двум подгруппам воспитатель предлагает:
«Корешки», найдите на грядке свои «вершки»!» Остальные следят
за правильностью выполнения задания. Игра повторяется, пока
дети всех подгрупп не попробуют найти вершки.
Загадай, мы отгадаем
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Игровые действия Загадывание и отгадывание загадок о
растениях. Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала
рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть
предмет при описании нельзя.
Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем
детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность
окраски.
Первый вариант.
Один ребенок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся
готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и
назвать то, о чем рассказали дети. Воспитатель может напомнить
или предложить ребятам вспомнить последовательность описания:
форма, ее детали, окраска, поверхность, вкус.
Второй вариант.
Ребенок описывает предмет, а другой узнает его по описанию.
Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель
предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он
рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
Почтальон принес посылку
Дидактическая задача. Описать предметы и узнать их по
описанию.
Игровые действия. Составление загадок (описания) и
отгадывание предмета.
Правило. Рассказывать о том, что ты получил, нужно, не называя
предмета.
Оборудование. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по
одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход игры. Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель
говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные
овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и
просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там,
расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы
все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты.
Отгаданные предметы кладут на стол.
В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно
вкусовое ощущение, его неоднородность (кислое, кисло-сладкое,
сладкое и т. д.).
Угадайте, что в мешочкеДидактическая задача. Описать признаки, воспринимаемые на
ощупь.
Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета.
Правила. Выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать,
ощупывая руками.
Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной
плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко,
груша и др.) лежат в мешочке.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают
игру «Чудесный мешочек», и говорит, что играть в нее можно по-
иному. «Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не
будет его вытаскивать, а, ощупав, назовет характерные признаки».
Педагог приглашает к себе одного ребенка и просит выполнить
задание. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет,
который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из
мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в
мешочек не опускают.
Созрело — не созрело
Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов
по внешним признакам.
Игровое действие. Поиск пары.
Правило. Искать спелое или неспелое можно только по сигналу
воспитателя.
Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с
яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например,
помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно
предлагать фрукты (овощи) с менее заметным) признаками
спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине
группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а
остальным — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. с.
товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой
степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами,
чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и
фруктов.
Съедобное — несъедобноеСодержание знаний. Напомнить детям о том, что овощные
культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет
надземная часть — вершки, у других — подземная — корешки.
Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем
предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь
решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый
мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки)
в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал
медведю.
Дидактическая задача. Выбрать растения, используемые в
питании.
Правила. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не
на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная.
Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему
доставалась съедобная часть.
Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными
корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со
съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).
Ход игры. Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет
исполнять роль мужика, другой — медведя. Мужик предлагает
такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю —
ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем
сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же
выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу:
«Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз
«сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры па эти же роли выбирают новых детей.