Виктория Анурьева
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию
Ласковое имя
Цель: упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника
Инструкция
Публикация «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил свой мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
Давайте поздороваемся
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры. В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
Эмоции героев
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход игры. Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.
Пирамида любви
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит : «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить и сами любимы.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, формирование привычки использовать слова вежливости.
Ход игры. Игра проводится с мячом, в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, извинения (извините, простите, сожалею, прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
Лабиринт
Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.
Ход игры. Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».
Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.
«Какая моя мама»
Цель игры : формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям сесть в круг и, передавая мяч или мягкую игрушку друг другу отвечать на вопросы:
- Как зовут твою маму?
- Какие у нее волосы? Глаза?
- Кем работает твоя мама?
- Как мама называет тебя ласково?
- Что мама готовит?
- Во что мама с тобой играет?
- За что ты любишь свою маму? И т. д.
Давайте поселим зверей в наш лес
Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных родного края. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная).
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река. Фотография лесного массива р. п. Арьи, Кочешковского озера. Различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.
Задания.
1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.
2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор. Почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).
Правила.
1. Играть в команде (3 команды по 2-3 человека в каждой).
2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Волшебные ленты дорог
(учебно-развивающая игра)
Цель: закрепить знания о родном поселке, умение ориентироваться в схематичных изображениях.
Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях – силуэты хорошо известных в поселке зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.
Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперед для того, чтобы попасть на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображен и где находится это сооружение.
Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы. Игроки продвигаются вперед, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.
Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».
Герб города (поселка)
Цель. Закрепить представление детей о гербе родного города (поселка, района Нижегородской области); уметь выделять герб родного города (поселка) из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города (поселка); контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города (поселка) в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города (поселка) и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города (поселка).
2. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
3. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов накладок.
4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
Гости Москвы
Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о столице нашей Родины – Москве, воспитывать любовь к главному городу нашей страны, желание больше узнать о ее достопримечательностях.
Игровые правила. Описывать картинку с видами Москвы, отгадывать по описанию часть города, находить одинаковую картинку.
Игровые действия. Выбор гидов, имитация поездки туристов на машине по Москве.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, как много гостей приезжает в Москву из других городов, других стран. Все хотят увидеть наш красивый город, его достопримечательности.
-- Мы сегодня поиграем в гидов. Гид – это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересно о том, что они увидят. У меня в руках машина (игрушечная «Волга»). Вот на ней вы и будете возить гостей. Каждый гид покажет только одно место, а в другое повезет гостей другой гид. Посмотрите, у меня в руках кубик. На нем есть цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6. И на игровом поле картинки тоже имеют свой номер. Если кубик упадет так, что сверху будет цифра 3, то надо будет везти гостей к этому месту, на картинке вы увидите цифру 3. Ехать по улице на машине надо так, как указано стрелками. Остановившись, надо рассказать, что это за здание или место в Москве, что могли там гости увидеть. А все остальные внимательно слушают. Кто первым отгадал это место, находит такую же картинку у себя на столе и показывает ее. Если ответ правильный, он становится гидом; так же с помощью кубика определяет, куда ему повезти гостей, что показать, о чем рассказать.
Для данной игры необходимо иметь два комплекта одинаковых картинок (открыток, из числа которых подбираются знакомые детям виды, места, сооружения.
Воспитатель в конце игры благодарит гидов за хорошую работу, выражает уверенность, что гости столицы были довольны своей экскурсией.
Усложнение в игре возможно за счет увеличения картинок на игровом поле.
Эту игру можно проводить с целью закрепления знаний не только о Москве, но и родном городе, селе. Воспитатель использует наборы открыток о многих городах. Если будет два комплекта открыток о своем городе (поселке, он сможет с успехом проводить игру-путешествие с детьми по родному городу (поселку). Необходимо только из наборов картинок отбирать сюжеты, отражающие знакомые детям достопримечательности родного города (поселка).
Путешествие по городу (поселку)
Дидактическая задача. Закрепление знаний о родном городе (поселке) : кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.
Игровое правило. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.
Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.
Ход игры. Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мамы с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других – труд людей (строителей, почтальона, водителей, врачей и т. д.); транспорт (автобус, велосипед, мотоцикл….); здания и украшения города (почта, магазин – детский, книжный, посудный, парк, памятник).
Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.
При помощи считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной -- посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой – на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей – картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой -- рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.
По сигналу воспитателя путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.
Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.
«Жилое-нежилое»
Цель игры : в игровой форме закрепить знания детей о зданиях разного назначения.
Для игры понадобятся карточки с изображением зданий разного типа.
Ход игры.
Возможны два варианта игры.
^ Вариант первый:
Воспитатель показывает детям картинку и называет «Банк (больница, дом, коттедж, милиция, вокзал, аэропорт, магазин)». Дети отвечают: «Жилое или нежилое».
^ Вариант второй:
Воспитатель говорит : «Нежилое». Дети быстро называют здания. Затем воспитатель просит назвать жилые помещения
«Родные улицы»
Цель игры : в игровой форме закрепить названия улиц родного города. (поселка)
Ход игры.
Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
- Что такое улица?
- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).
- Кто такие пешеходы?
- Как надо переходить улицу?
- На какой улице стоит наш детский сад?
- Какие еще улицы вы знаете?
- Что такое площадь?
- Какие площади нашего города вы знаете?
В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.
«Путешествие»
Цель игры : закрепить названия разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран. (по аналогии можно организовать с республиками РФ)
Ход игры.
1 вариант (для детей 5 лет).
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч воспитателю.
Например:
^ Воспитатель : Дети:
Россияне живут - в России.
Англичане живут - в Англии.
Французы живут - во Франции.
Американцы живут - в Америке.
Японцы живут - в Японии.
Итальянцы живут - в Италии.
2 вариант (для детей 6 лет).
Воспитатель. Кто больше стран назовет?
Дети отвечают, выигрывает, правильно назвавший больше стран.
«Кто в какой стране живет»
Цель игры : закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Ход игры.
Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.
Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное полотно выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.
Кто живет в Америке? — Американцы.
Кто живет в России? — Россияне.
Кто живет в Японии? — Японцы.
Кто живет в Китае? — Китайцы.
Кто живет в Украине? — Украинцы.
Кто живет в Грузии?— Грузины.
Кто живет в Англии? — Англичане.
Кто живет в Испании? — Испанцы.
Кто живет в Литве? — Литовцы.
Кто живет в Бразилии? — Бразильцы и т. д.
«Узнай наш флаг (герб)»
Цель игры : закрепить знания детей о государственном флаге (гербе, научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.
«С какого дерева листок»
Цель игры : закрепить названия деревьев родного края.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.
— С какого дерева прилетел этот листок?
Дети отвечают: с дуба, березы, клена, рябины, каштана, орешника и т. д.
«Что в лесу растет, кто в лесу живет»
Цель игры : в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире лесов родного края.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Воспитатель задает вопрос : «Что в лесу растет?» — и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет растение (дуб, грибы, ягоды и т. д.) и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, воспитатель снова задает вопрос : «Кто в лесу живет?» — и бросает мяч ребенку. Дети отвечают: «Волк, медведь, заяц и т. д.».
«Иностранец»
Цель игры : в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве (можно менять – в след. раз о Нижнем Новгороде, Урене, р. п. Арье.)
Ход игры
Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей. (стране, столице).
Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, воспитатель из другой группы с соответствующими атрибутами: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка).
«Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать :
О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.
О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита?
В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.
«Города Нижегородской области»
Цель: способствовать закреплению знаний о городах области
Материал: карта Нижегородской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов, изображения, чем славится город.
Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями или картинки с изображениями.
Домино
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: фишки домино с изображением народных промыслов
Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.
Лото «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Разложить на столе или полу карты.
Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.
Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.
Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.
«Птицы нашего города»
Цель: знакомить детей с птицами родного города.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.