Ольга Юдина
Дидактические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных сторон развитие детей является формирование у детей познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребенка. Ранний и младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая, что основой взаимодействия с дошкольниками является игра и деятельностный подход, я поняла, что мне необходимы разнообразные дидактические игры, которые позволят внести в развивающую предметно-пространственную среду моей группы разнообразные материалы, стимулирующие детей к различным видам деятельности. Для этой цели мы часто сами разрабатываем свои авторские игры. Применение дидактического материала вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным. Процесс создания дидактических пособий включает ряд этапов: 1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным. 2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета или формы и соотнёс его с конкретным объектом создаются игры по принципу игр «вкладышей» (зонтик). 3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаё м: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру. 4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОО, предъявляется ряд требований: Материал должен быть ярким, крупным, включал основные цвета спектра. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников. Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. 5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности. Такие дидактические игры должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое. Игра «Кто что ест?», цель: систематизировать и закреплять знания детей о животных и их особенностях., развивать внимательность, монологическую речь ребенка, логическое мышление. Данную игру можно дополнить и модифицировать в игру «Мама и детеныш». Игра «Зонтик», цель: Подбирать форму вкладышей в соответствии с формой и цветом. Игровых заданий можно придумать большое разнообразие: - Найди фигуру - На что похожа фигура? - Что лишнее? - Подбери к желтому цвету зонтика синие фигурки И еще множество других. Игра на развитие мелкой моторики «Цветной дождик» Игра «Кружочки». Цель:"Собрать целое из частей". Это очень полезное занятие для развития мышления ребенка, его логических способностей и умения делить целое на части и составлять из частей целое. Цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки детей. Каждый педагог может самостоятельно их разработать, так воспитателям бывает сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали тематической неделе или занятиям. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении дошкольника входить в воображаемую ситуацию. Несомненно, что для стимулирования психического развития необходима разработка системы дидактических игр, направленных не просто на приобретения отдельных знаний, а стимулирования интеллектуального развития ребенка, формирования умственных способностей, дающих возможность решать широкий круг новых практических и познавательных задач.