Татьяна Дударева
«Словесные игры на кухне с мамой». Семинар-практикум для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
Авторы:
Курятина Лариса Федоровна,
Дударева Татьяна Евгеньевна.
Словесные игры на кухне
Семинар – практикум для родителей
(старший возраст)
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже
остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К. Д. Успенский
Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений.
Задачи:
Публикация «„Словесные игры на кухне с мамой“, Семинар-практикум для родителей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на кухне с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Словесные игры
- Темочки
1. Развивать активный интерес у родителей к воспитанию своего ребенка.
2. Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка, познакомить с особенностями игры детей 5-6 лет.
3. Познакомить родителей с речевыми играми.
4. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогами ДОУ.
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: старший воспитатель, учитель логопед, родители, дети 5-6 лет.
Материал и оборудование: мультимедийный экран, музыкальный центр, набор кухонной мебели и утвари, муляжи овощей и фруктов. Речецветик (цветок из картона на обратной стороне лепестков напечатано описание игр). Памятка «Ёлка» - по количеству участников.
Ход семинара-практикума
Звучит аудиозапись песни «В каждом маленьком ребенке» (муз. Ш. Киллоша, сл. Г. Остера).
Дети и родители входят в зал под музыку.
Педагог: «Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами». Предлагаем участникам семинара встать в круг.
Игра «Давайте поздороваемся»
Все участники семинара идут по кругу под музыку, когда музыка останавливается - дети и родители здороваются разными способами (ладошками, локтями, плечиками, и т. д.).
Педагог: «Сейчас я вам предлагаю ответить на мои вопросы “да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.
Игра “Да – нет”
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем?» (да)
Присаживаются мама и ребенок на стульчики.
Педагог: Сегодня мы будем учиться играть с детьми…на кухне. Вот уж неподходящее место для игр, скажете вы. А я с вами не соглашусь.
Вспомните, где мамы проводят больше всего времени после рабочего дня? (На кухне). Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама доберется до дивана и телевизора.
А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберется силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне?
Я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток речецветика.
Дети отрывают от речецветика по одному лепестку, несут маме, садятся за столы и обсуждают игры, описание которых написано на другой стороне лепестков.
Педагог: (открывает занавес, за которым находится зона, оформленная как кухня). Давайте поиграем на нашей кухне. Цель предлагаемых игр – развивать речь и воображение, активизировать словарь, расширять кругозор ребёнка. Привлекать его к выполнению простейших поручений.
Родители вместе с детьми поочерёдно входят парами в зону, оформленную как кухня, и демонстрируют игры. После каждой игры проводится обсуждение: родители предлагают новые варианты игровых действий.
Демонстрируемые игры.
«Вкусные» слова»
Мама: Давай вспомним «вкусные» слова и представим, что мы угощаем друг друга. Будем называть слова по очереди. Я угощаю тебя мороженым.
Ребенок: Попробуй сладкий банан.
Предлагаемые варианты игры : Можно точно так же поиграть в «солёные», «горячие», «варёные», «растительные» слова. В усложнённом варианте игры можно называть слова, которые начинаются на определённый звук.
«Из чего готовим?»
Мама: Я варю борщ. Назови продукты, которые нужны для его приготовления.
Ребё нок: Вода, картошка, капуста, помидоры, лук, свёкла, укроп, морковь, соль, перец, масло.
Предлагаемые варианты: Можно вспомнить слова – названия продуктов, которые лежат в холодильнике, стоят на полке или на плите.
«Что положить в суп»
Предложить ребенку назвать те продукты, которые необходимо положить в суп, назвать, какой суп получится (мясной, овощной и т. д.).
Пальчиковая гимнастика «Кулинарная»
В миску яйца разбиваем (рубящие движения рёбрами
ладоней).
Молоко в них добавляем (поворачиваем кулачки из
стороны в сторону).
Засыпаем всё мукой, ( движение руками: жмём-
жмём).
Сыпем сахар, (имитируем движение
щепоткой правой руки).
Сыпем соль, (имитируем
движение щепоткой левой руки).
В сковородку тесто льём (поворачиваем кулачки из
стороны в сторону).
И оладушки печём! (хлопаем в ладоши).
(загибаем пальчики на одной руке на каждую
строчку) :
Блинчик – папе!
Блинчик – маме!
Блинчик – бабушке Наталье!
Блинчик – дедушке Кузьме!
А последний блинчик – мне!
«Помощники»
Мама: Назови одним словом прибор, с помощью которого варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребё нок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
Игра «Золушка»
Каждой группе дается смесь из гороха и манки, необходимо просеять всё это по разным ёмкостям, кто быстрей.
«Чепуха»
Педагог: Мама и ребёнок поочерёдно составляют предложения, допуская смысловые ошибки, затем исправляют их.
Мама: Сегодня я буду варить пироги.
Ребё нок: Пироги не варят, а пекут. Варить нужно овощи, мясо, рыбу, крупу.
Мама: Будем грызть кашу?
Ребё нок: Кашу не грызут, а едят ложкой. Давай лучше натрём на терке гречневую крупу.
Мама: На тёрке можно тереть овощи и фрукты.
«Покупки»
Мама: Давай вместе выкладывать принесенные из магазина покупки и выполнять различные задания. Скажи, в названии каких продуктов есть звук [р]?
Ребё нок: Звук [р] есть в словах кефир, рулет, рыба и т. д.
Педагог: Если ребёнок затрудняется с ответом, можно ему помочь, предложив выбор между двумя словами. При этом следует при произнесении выделять искомый звук. (В кар – р – ртошке или в капусте? В яблоках или пер – р - рсиках? В луке или огур – р – рцах)
Мама: А теперь назови продукты, которые не нужно варить или жарить.
Ребенок: Яблоки, сыр, хлеб, йогурт.
Мама: Какие из купленных продуктов ты считаешь самыми вкусными, тяжёлыми, лёгкими, жирными, сладкими?
Ребенок: Самое вкусное – это мороженное, самое тяжёлое – картошка, самое лёгкое – йогурт, самое жирное – масло, самое сладкое – сахар.
«Продолжи ряд»
Выложить ряд повторяющихся предметов, предложить ребенку продолжить, уловив закономерность (фасолинка, 2 горошинки, макаронина, фасолинка).
Игра «У мамы в кастрюле кипела вода»
Родители и дети становятся в круг. (Большой круг- это кастрюля, а овощи – это дети, за пределами круга. По очереди овощи прыгают в кастрюлю).
«Раскладываем и пересчитываем»
Мама: Перемытые ложки, вилки и ножи надо рассортировывать и разложить по местам.
Ребёнок раскладывает столовые приборы называет количество предметов каждого вида.
Предлагаемый вариант игры : Ребёнок может принять участие в сервировке стола – разложить определенное количество приборов и назвать каждый.
«Разноцветное меню».
Одной группе даётся красный лист бумаги, другой – жёлтый, необходимо составить меню из тех продуктов, которые соответствуют цвету бумаги. Затем каждая группа по очереди называет по одному продукту, кто больше.
«Что изменилось?»
Взрослый намеренно меняет обычное местоположение предмета, а ребенок должен найти, что изменилось (переставить вазу, подставку под салфетки, перевесить полотенце и т. д.).
Педагог: Предлагаем подойти к столам и полепить из соленого теста. (На столах лежат скалки, тесто, различные формочки). Дети вместе с мамами лепят различные фигурки из соленого теста и выкладывают на протвень.
Педагог: Вам понравилось играть?
Мамы проводят много времени на кухне. Предложите ребёнку вам помочь и вспомните эти игры.
О том, какое положительное влияние окажут они на вашего ребёнка, расскажет наша памятка. (Дает каждому участнику семинара – практикума памятку «Ёлка».)
Ребёнок
Узнаёт, как вы
Заботитесь о своей
Семье.
Он учится выполнять
Важные домашние дела.
Начинает понимать значение
Самых обычных вещей, явлений
И домашних событий.
Узнаёт, что интересной,
Увлекательной и познавательной может
быть любая работа.
Расширяет кругозор и обогащает речь
Новыми словами.
Вы с ребёнком становитесь ближе друг к другу,
И у вас появляются новые общие интересы.
Педагог: Не правда ли, игры на кухне полезны для ребёнка? Желаем вам успехов! До свидания!