Иночкина Надежда
Дидактическая настольно-печатная игра (круги Луллия) «Растительный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая настольно - печатная игра (круги Луллия) «Растительный мир»
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений и проявлений, создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Данная дидактическая игра формирует познавательный интерес и речевую активность, внимание и логическое мышления по лексической теме «Деревья». Предназначена для воспитателей и родителей. Предложенный материал будет полезен в экологической работе в совместной и самостоятельной детской деятельности.
Публикация «Дидактическая настольно-печатная игра (круги Луллия) „Растительный мир“» размещена в разделах
Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям;
- закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.
- закреплять знания о культурных и дикорастущих растениях.
- учить детей находить части объектов растительного мира;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой и неживой природе
- воспитывать бережное отношение к природе
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, зрительную память, быстроту реакции.
- развивать познавательные способности
- побуждать детей к фантазированию.
Дидактический материал : Круги Луллия
1 круг - деревья
2 круг - листья
3 круг - плоды
Игровые правила: Кто первый соотнесет картинки, называет цепочку.
Игровое действие:1. Какие бывают деревья.
Результат игры: У детей будет сформировано понятие «культурное и дикорастущее растение»
Ход игры.
1. Организационный момент.
Мотивация
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну.
(чтение стихотворения)
Сказка леса
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса.
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий.
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.
Вы готовы отправиться в сказку в сердце леса?
2. Основная часть
В: А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей). Молодцы!
Дети: Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!
В: Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи он раздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб)
В: Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)
Скажите дети, а какой ствол у дуба? (ответы детей)
Дети: Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. В: Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности. А как называются плоды дуба?
Дети: Желуди!
В: А какие лесные жители любят полакомиться желудями?
Дети: Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
В: А какую пользу дуб приносит для человека?
Дети: Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.
Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год?
Д: Ёлку!
В: Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека?
Дети: Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
В: Давайте послушаем с вами следующую загадку:
Почки - пахучие,
Листья - липучие,
Плоды - летучие (Тополь)
В: Тополь! Скажите, в чём польза листочков?
Дети: Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода.
В: Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена. Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Как называется это явление?
Дети: Листопад.
В: А какие бывают деревья?
Д: Деревья бывают лиственными.
В: Почему их так называют? (ответы детей)
Д: Назовите лиственные деревья. (ответы детей)
В: А еще какие?
Д: Бывают и хвойные деревья.
В: Почему их так называют? (ответы детей)
В: Назовите хвойные деревья. (ответы детей)
Посмотрите на деревья.
В: Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева? Для чего дереву нужны корни? Для чего нужна кора на стволе? (ответы детей)
Физминутка.
Игра с мячом “Какой лист?”
- Лист берёзы – берёзовый лист.
- Лист дуба – дубовый лист.
- Лист липы – липовый лист.
- Лист осины – осиновый лист.
- Лист клёна – кленовый лист.
- Лист тополя – тополиный лист.
- Лист рябины – рябиновый лист.
- Хвоя ели – еловая хвоя.
- Хвоя сосны – сосновая хвоя.
В: Растения принято делить на культурные и дикорастущие. Назовите культурные и дикорастущие растения. Посмотрите внимательно на картинки. Какие растения здесь присутствуют.
В: Знаете ли вы историю появления культурных растений?
Человек пробовал плоды разных растений. Те, которые нравились, люди стали высаживать возле своих домов. Они ухаживали за ними, поливали, рыхлили почву, удобряли и подкармливали растения. Постепенно такие растения привыкли, что о них заботятся. Так появились культурные растения. Вспомните, какие фрукты растут у нас : (яблоки, вишни, груши, персики, абрикосы, сливы, апельсины, а какие растут в других странах.
3. Практическая часть.
Найти и выставить в красную рамку нужное дерево.
4. Заключительная часть.
Ребята, какие вы молодцы, справились с заданием.
Игровое действие:2. Собрать части реального дерева.
Результат игры: научить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям. У детей будет сформированы знания о строении деревьев и их значении в жизни человека.
Ход игры.
1. Организационный момент.
Мотивация
Ребята вы все видели как выглядят деревья на самом деле. Давайте с вами попробуем соотнести круги и собрать дерево в реальной картине мира. Например: желудь и дубовый листок растут на дубе. Ну что попробуем?
2. Основная часть.
Соотношение плод - лист - дерево в реальной картине мира. Например: желудь и дубовый листок растут на дубе.
При работе побуждать ребенка к активной словарной работе.
3. Практическая часть.
Найти и выставить круги так, чтобы красная рамка захватывала логическую цепочку плод - лист - дерево
4. Заключительная часть.
Ребята, какие вы молодцы, справились с заданием.
Игровое действие:3. Объедини под стрелкой любой плод с любым деревом. Придумай фантастическую историю про них.
Результат игры: побуждать детей к фантазированию. У детей будет сформированы познавательные способности.
Ход игры.
1. Организационный момент.
Мотивация
Ребята вы все видели, как выглядят деревья на самом деле. Давайте с вами попробуем придумать для каждого дерева фантастическое преображение.
2. Основная часть.
Объясни, как такое может быть. Например: рябина - елка (сосна). Кисть рябины может оказаться на елке (сосне) при условии, что это новогодняя елка (сосна).
При работе побуждать ребенка к активной словарной работе.
3. Практическая часть.
Например: Как на елке выросла рябиновая кисть?. Жил был гном в глухом еловом лесу. В книге он прочитал про рябину и захотел их вырастить. Он много трудился и на лесной полянке вырастил на елке ягоды рябины.
Аналогично проводятся игры с другими классификационными группами.
4. Заключительная часть.
Ребята, вы сегодня большие молодцы. Не забудьте рассказать ваши фантастические истории родителям.