Елена Алтухова
Дидактическая игра «Звуковой тренажер»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра "Звуковой тренажер" предназначена для работы с детьми с ОНР и дизартрией (среднего, старшего дошкольного возраста, направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков (в разных позициях). Для увеличения коррекционного эффекта в игре добавлены движения пальцев, так как сочетание речи с движениями рук стимулирует развитие речевых зон головного мозга детей. Игра помогает автоматизировать звуки в более быстрые сроки, развивает моторику артикуляционного аппарата, развивает фонематический слух, лексико – грамматический строй речи, внимание, восприятие, моторику, развивает навыки самоконтроля.
Публикация «Дидактическая игра „Звуковой тренажер“» размещена в разделах
«Звуковой тренажер»
Цель:
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- автоматизация звуков в начале, в середине, в конце слов;
- дифференциация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словаря;
- развитие лексико – грамматического строя речи.
Помимо коррекции звукопроизношения ведётся работа и над развитием внимания, восприятия, моторики, грамматического строя речи. Данная игра способствует активизации сохранных анализаторов (тактильный, зрительный) у дошкольников.
Описание:
Дидактическая игра «Звуковой тренажер» состоит из:
планшета, где закрепляется карточка; 2 дорожек, по которым ребёнок может передвигать машинки или корзины (закреплены с помощью липучек);
набор карточек на автоматизацию звуков [Ш, Ж];
набор карточек на автоматизацию звука [Л];
набор карточек на автоматизацию звука [Р];
карточки на дифференциацию: [С-Ш];
[Р-Л].
«Звуковой тренажер» - является многофункциональной дидактической игрой.
Все карточки заламинированы.
При изготовлении игры использовались картинки из сети Интернет.
Варианты:
1. Автоматизация звуков : «Собери картинки» (ребёнку предлагается произносить слова, чётко проговаривая заданный звук, при этом передвигая корзинку или машину в нужном направлении (сверху – вниз или снизу – вверх, слева – направо или справа- налево, причём картинки, которые передвигает ребёнок разные на ощупь (поверхность шероховатая, гладкая, выпуклая).
«Назови правильно» - называя следующее слово, ребёнок может передвинуть корзинку или машину, только, тогда, когда назовёт предшествующее, например, ракета, робот, робот, ромашка…
2. Фонематический слух: собери картинки с заданным звуком в начале слова, передвигая машинку.
3. Лексико – грамматический строй речи:
- посчитай, сколько ракет, ручек или ромашек на карточке, собирая их в корзину;
- собери в корзину только все фрукты; погрузи в машину только мебель и т. д.
- придумай предложение с определённым словом;
- придумай предложение, используя 2 слова, изображенные на карточке;
- педагог придумывает начало предложения, а ребёнок называет подходящее по смыслу недостающее слово, которое есть на игровом поле и передвигает машину к следующей картинке.
4. Дифференциация звуков :
- собери картинки по порядку, правильно произнося звуки [С-Ш] медленно, затем быстрее, при этом передвигая рукой корзинку;
- собери в корзинку игрушки, в названии которых слышится только звук [Л], а затем игрушки со звуком [Р], передвигая ведущей рукой корзинку;
- «Один - много» - назови слово, обозначающее один предмет, а затем слово, обозначающее много предметов (Мишка – мишки, миска – миски, ребёнок называет и передвигает.
Результативность:
- отрабатывается правильная артикуляция,
- увеличивается самоконтроль ребёнка за произношением;
- вырабатывается четкая дикция;
- активизируется интеллектуальная деятельность детей;
- формируется анализ, сравнения.
При систематическом использовании игры у детей наблюдается более быстрое усвоение трудных звуков.
Преимущества:
Игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, развивает способности, существенно сокращает сроки автоматизации звуков.
Данную игру могут использовать логопеды, дефектологи, родители при автоматизации, дифференциации звуков у детей среднего, старшего дошкольного возраста.