Вера Киселёва
Дидактическая игра «Времена года»
Дидактическая игра «Времена года»
Дидактическое пособие предназначено для детей от 3 до 5 лет.
Цель игры: создать условия для формирования представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.
Описание игры: дидактическая игра «Времена года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и макета дерева, на котором соответственно обозначены четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы». Карточки периодически обновляем, меняя картинки.
Задачи:
- формировать зрительное восприятие рисованных и реальных изображений;
- учить определять время года по его характерным признакам;
- закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года;
- учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;
- упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;
- расширять и обогащать словарный запас детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Вариант 1. «Когда это бывает?»
Ход игры: Ведущий раздает детям карточки, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года. Дети должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.
Вариант 2. «Подбери и расскажи»
Ход игры: Ведущий раздает детям карточки, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года, затем показывает часть макета дерева с изображением какого-либо времени года (например: зима). Каждый игрок находит у себя соответствующие времени года картинки и объясняет, почему эта картинка подходит, что изображено на ней.
Вариант 3. «Что лишнее?»
Ход игры: Выбрав какое-либо время года, ведущий соответственно размещает карточки и несколько несоответствующих карточек. Детям предлагается найти лишнее, объяснив свой выбор.
Вариант 4. «Бывает - не бывает»
Ход игры: Ведущий рассказывает о каком-либо времени года и выкладывает на стол картинки с изображением примет. По ходу рассказа ведущий допускает ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя свой выбор.
Вариант 5. «Составь рассказ»
Ход игры: На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам времени года (например: осень, ведущий предлагает составить небольшой связный рассказ об осени.
Вариант 6. «Приметы»
Ход игры: Ведущий спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас лето. Назовите приметы лета». Дети по очереди называют приметы лета и выставляют к дереву соответствующие карточки с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: «Я думаю, что сейчас лето, потому что дети купаются в реке».