Евгения Нутикова
Дидактическая игра «Волшебная ёлочка — зелёная иголочка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Волшебная ёлочка – зелёная иголочка». Данная игра направлена на формирование познавательного интереса и речевой активности, зрительного восприятия, внимания и логического мышления путём включения разнообразных игр и упражнений по лексическим темам: «Зимующие птицы Кузбасса», «Зимние забавы», «Народный фольклор» (русские народные сказки, их герои).
Назначение:
Материал может быть полезен логопедам, воспитателям, родителям в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель:
Закрепление, обобщение и расширение знаний по темам: «Зимующие птицы Кузбасса», «Зимние забавы», «Народный фольклор» (русские народные сказки, их герои).
Задачи:
Систематизировать знания детей о зимующих птицах родного края (Кузбасса); зимних забавах; русских народных сказках.
Расширить словарный запас, формировать представления о предметах.
Учить детей находить заданные силуэты путём наложения.
Развивать память и мышление, внимательность, усидчивость.
«Народный фольклор. Русские народные сказки».
Педагог: Ёлочка – красавица
Всем ребятам нравится.
Про неё все говорят:
Это не просто ёлка,
А ёлка фантазёрка.
Бывает так, что даже дети
Не знают что на ней надето.
И толкуют все подряд:
- «Что у ёлки за наряд?»
Ход игры.
Демонстрируем ребёнку лист с изображением ёлки с тенью героя русской народной сказки на флажках.
Педагог: Зима - волшебная пора
И в сказку нас зовёт она.
Ты на картинки посмотри,
Всех сказочных героев назови!
Педагог выкладывает на стол флажки с изображением героев сказок. Предлагает ребёнку рассмотреть их. Ребёнок называет героя сказки, название сказки и накладывает флажок на нужную «тень». Таким образом, выкладывает все флажки на ёлку.
Педагог: Сказки знаешь ты, вот диво!
Все флажки висят красиво!
Внимательно дружок смотри,
Всех, одним словом назови!
Ребёнок: Это герои сказок о зиме.
Педагог: Читай сказки, не ленись
Многому у них учись.
В сказке ложь, да в ней намёк
Ребятишкам всем урок.
Дополнительные задания:
Дидактическая игра «Прятки» (ребёнок закрывает глаза, прячем несколько картинок, просим угадать - кого не хватает). Тени на флажках будут подсказывать ребёнку, поэтому задачу можно усложнить - поменять картинки местами и попросить вспомнить, кто, где сидел и вернуть картинки на места.
Дидактическая игра «Посчитай 1-2-5» (согласование существительных с числительными).
Например: одна Золушка, две Золушки, пять Золушек.
Упражнение «Который герой по счёту?».
Ребёнок перед собой выкладывает в ряд 5 флажков. Педагог задаёт вопрос: Который сказочный герой у тебя первый по счёту? Третий? Пятый?
Поменяй между собою третьего и пятого сказочного героя. Какой сказочный герой теперь третий по счёту?
Название сказки. (Герой сказки)
1. «Снежная королева». (Снежная королева)
2. «Ёлка». (Снеговик).
3. «Морозко». (Баба Яга)
4. «Умка». (Умка)
5. «Снегурочка». (Снегурочка)
6. «По щучьему велению». (Емеля)
7. «Щелкунчик». (Щелкунчик)
8. «Зима в Простоквашино». (Почтальон Печкин)
9. «Двенадцать месяцев». (Падчерица)
10. «Два Мороза». (Два Мороза)
«Зимующие птицы Кузбасса».
Словарь: сова, клёст-еловик, синица, свиристель, снегирь, дятел, дрозд-рябинник, воробей, ворона, сорока.
Ход игры.
Демонстрируем ребёнку лист с изображением ёлки с тенями зимующих птиц.
Педагог читает стихотворение.
Суровый Дедушка Мороз
Шёл мимо елей и берёз.
В свои владения спешил,
Деревья инеем покрыл,
Птиц в сосульки превратил.
Ты попробуй, отгадай
Птиц скорей всех называй.
Назовешь, они оттают,
Превратятся в птичью стаю!
Педагог выкладывает на стол изображения зимующих птиц. Предлагает ребёнку рассмотреть их. Затем загадывает загадку (загадку-описание) о зимующей птице. Ребёнок отгадывает птицу, называет, берёт её изображение и ищет подходящую «тень». Таким образом, выкладывает всех птиц на ёлку.
Педагог: Внимательно дружок смотри,
Птиц одним словом назови!
Ребёнок: Это зимующие птицы.
Педагог: Зимующим птицам ты помогай:
Кормушку повесь, корма им дай.
Заботу любят все вокруг,
Не дай им погибнуть, мой юный друг!
Дополнительные задания:
Дидактическая игра «Кого не стало?» (формирование умения детей образовывать форму родительного падежа единственного числа).
«Кто как разговаривает?» (обогащение словаря новыми словами глагольной формы).
«Загадай птицу» (учить составлять рассказы-описания по картинному плану).
«Зимние забавы»
Ход игры.
Демонстрируем ребёнку лист с изображением ёлки с тенью зимней забавы на новогодних шарах.
Педагог: Любят взрослые и дети:
Лыжи, санки и коньки,
Прокатиться с горки лихо,
Весело играть в снежки.
Педагог выкладывает на стол изображения зимних забав на ёлочных шарах. Предлагает ребёнку рассмотреть их. Ребёнок называет зимнюю забаву и накладывает новогодний шар на нужную «тень». Таким образом, выкладывает все шары на ёлку.
Педагог: Наша ёлка просто диво!
Все шары висят красиво.
Внимательно дружок смотри,
Всё одним словом назови!
Ребёнок: Это зимние забавы.
Педагог: Молодец дружок, назвал,
Все забавы разгадал.
А теперь скорей иди
Бабу снежную слепи!
Дополнительные задания:
Дидактическая игра «Назови ласково» (употребление существительных в уменьшительно – ласкательной форме).
Например: ёлка – ёлочка; лопата – лопаточка; санки – саночки, т. д.
Упражнение: «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья» (изменение глаголов по лицам и числам).
Например: Я катаюсь на санках. Он катается на санках. Она катается на санках. Они катаются на санках. Мы катаемся на санках. Вы катаетесь на санках.
Упражнение: «Хвастунишки» (развитие умения образовывать сравнительную степень прилагательных).
Мальчики хвастаются друг перед другом.
Я построил веселого снеговика. – А мой снеговик еще веселее. У меня большой комок. -А у меня еще больше. Я быстро еду на санках. – А я еще быстрее. Моя крепость высокая. - А моя еще выше. У меня теплая шапка. – А у меня еще теплее. У меня самые модные лыжи – А у меня еще моднее.
Педагог: Ёлку нарядили мы,
Вот какие удальцы!
В сказке зимней побывали,
Все забавы разгадали.
В птицах тоже знаешь толк.
МОЛОДЕЦ, ты мой дружок!