Ольга Углева
Дидактическая игра в рамках годичного семинара-практикума «Школа молодого педагога ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»
Многофункциональная дидактическая игра «Прожорливая улитка»/ «Накорми улитку»
Выполнили: Ермолаева В. А.
Углева О. В.
Цель: развитие всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Знакомить детей с составом числа в пределах 10 на наглядной основе.
Публикация «Дидактическая игра в рамках годичного семинара-практикума „Школа молодого педагога ДОО“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
На улитку с помощью липкой ленты ребёнок прикрепляет (открепляет) картинки в зависимости от предложенного ему варианта игры. Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (57 лет). Предлагаемый материал может быть использован как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях.
1. Формирование звукопроизношения
Игра «Накорми улитку».
Цель: закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] в словах.
Ход игры: Дети выбирают картинки с заданным звуком и «кормят» ими улитку.
Игра «Путаница»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков с – з – ц, с — ш, ж – з, р – л. Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах заданные звуки.
Ход игры: Если в названии предмета слышится звук [с], ребёнок выбирает и прикрепляет картинку к улитке. Точно также проводится игра с остальными звуками на дифференциацию.
2. Формирование фонематических представлений и слоговой структуры слова
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.
Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку на улитке и выделяет звук, с которого начинается название картинки.
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет картинки, прикреплённые на панно, и последний звук в слове.
Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).
Ход игры: Педагог называет звук и предлагает определить его позицию в названии предмета
Игра «Послушай звуки — скажи целое слово»
Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков.
Ход игры: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У, Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это слово.
Игра «Раздели слово ладошками»
Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.
Ход игры: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех, которые «съела» улитка, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.
Один слог: лук, лось, шкаф, ключ и т. д.
Два слога: сова, ваза, шапка, лыжи, бочка и т. д.
Три слога: жёлуди, девочка, катушка, радуга и т. д.
Четыре слога: медвежонок, черепаха, пуговица и т. д.
3. Формирование грамматического строя речи
Игра «Кто это или что это?»
Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».
Ход игры: Найди и назови:
• живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (собака, лиса);
• неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (стол, кастрюля).
4. Формирование связной речи
Игра «Составь со словом предложение»
Цель: Совершенствовать умение детей составлять предложение с заданным словом.
Ход игры: Дети составляют предложение со словом, заданным педагогом или выбранным ребенком (по картинке). Например: предлагается слово «волк». Ребёнок составляет предложение: «Волк живет в лесу».
Игра «Опиши предмет»
Цель: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.
Ход игры: Выбрав одну картинку, ребёнок описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, признаки, действия, которые может совершать сам предмет и действия, которые можно совершать с ним. Остальные дети пытаются отгадать, о каком предмете идёт речь.
5. Развитие высших психических функций
Игра «Кто больше запомнил картинок — назови»
Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.
Ход игры: Ребёнок рассматривает предметы, которые «проглотила» улитка, и, отвернувшись, называет их. Начинать желательно с 3-4 предметов, постепенно доводя их количество до десяти.
Игра «Что общего?»
Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов, развивать внимание, наблюдательность у детей.
Ход игры: Ребёнку предлагается сравнить два предмета и назвать, чем они похожи и чем отличаются.
Игра «Найди пару»
Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам.
Ход игры: Детям предлагаются предметы, которые находятся на панно, объединить в пары. Например: еж, заяц – дикие животные; черепаха, жираф – животные жарких стран; куртка, плащ – одежда, кошка, корова – домашние животные и т. д.
Игра «Подбери картинку»
Цель: упражнять в счете по названному числу.
Ход игры: детям предлагается прикрепить картинки на улитку в соответствии с заданным числом.
Игра «Подбери число»
Цель: закреплять представления о составе чисел из двух меньших чисел в пределах 10.
Ход игры: в середине улитки одна цифра, ребенок должен из двух чисел составить это число.
Игра «Реши пример»
Цель: формировать и закреплять арифметический счет от 0 до 10.
Ход игры: ребенок должен решить арифметические примеры (на улитке) и найти правильный ответ среди карточек с цифрами.