Каткова Ольга
Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни
▼ Скачать
Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни.
Формирование здорового образа жизни у дошкольника входит в комплексную программу обучения в дошкольном учреждении. Как уже отмечалось выше, в процессе обучения детей важное место отводится игре. А это значит, что прививание навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня и других элементов здорового образа жизни, можно успешно осуществлять посредством дидактической игры.
Публикация «Дидактическая игра с целью формирования культуры здоровья детей шестого года жизни» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Дидактические игры – одно из эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра является основным видом деятельности детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра преследует за собой две цели: первая - обучающая, которую преследует взрослый, а вторая – игровая, ради которой действует ребенок. Крайне важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания - главное условием достижения игровой цели.
Так как дидактическая игра играет огромную роль в развитии детей, а также является средством обучения, то она может быть использована в разных ситуациях: и при усвоении любого программного материала, при этом проводится на занятиях и вне их, и может быть одним из элементов активности на прогулке, а может и вообще представлять собой особый вид деятельности.
В теории и практике дошкольного воспитания дидактические игры подразделяются на игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но, к сожалению, они не решали все тех важных задач, которые встают перед ДОУ в рамках всестороннего развития детей.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем, который считал, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры, которая легла в основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
Автором другой всемирно известной системы дидактических игр является М. Монтессори. Она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, что составляет основу развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Позиция понимания целесообразности игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактической игры. Сорокина, Бондаренко А. К, Гуменюк Е. И считают, что в дидактической игре формируются и закладываются знания, он снова эмоционально переживает явления и жизненные ситуации, с которыми сталкивался в жизни все детского сада, в обычной жизни. Игра воздействует на окружающий мир ребенка.
Ученые отмечают важную роль дидактической игры в развитии и воспитании детей. В ее процессе, при правильной организации, они учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Для ребенка умственная задача на уровне его восприятия переходит в практическую, игровую, благодаря этому повышается его умственная активность.
Такое понимание дидактической игры позволяет нам выделить самые значимые ее компоненты:
Первым компонентом является деятельность, которая считается важнейшей формой проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Второй компонент – это условность. Она понимается как признак отражения действительности, который указывает на нетождественность образа и его объекта.
Дидактическая игра всегда опирается на имеющиеся у детей знания, зачастую дети могут использовать знания и представления, которые сформировались у них на занятиях по разным предметам, разным разделам программы. Дидактические игры могут содержать и несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).
В играх с предметами используются различные игрушки и реальные предметы. Используя их в игре, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В игре также могут быть использованы предметы с мало заметной разницей. В таких играх старшие дошкольники выполняют задания, которые требуют от них сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета и пр. В играх с природным материалом в сознании детей закрепляются знания об окружающей природе, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и др.).
Настольно-печатные игры бывают так же различных видов, такие как парные картинки, различные виды лото, домино и др. Используя их в обучении детей, педагог решает различные развивающие задачи, при этом от детей требуются умения обобщения, установления связи между предметами.
С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. Такие игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся с учетом имеющихся представлений о предметах, углубляют знания о них. Это происходит потому, что словесные игры используют приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Старшие дошкольники решают такие мыслительные задачи:
• описание предметов с выделением их характерных признаков;
• отгадывние предмета по описанию;
• нахождение сходств и различий предметов;
• группировка предметов по различным свойствам, признакам;
• нахождение алгоритма в суждениях и пр.
У каждой дидактической игры есть определенная структура, которая отличает ее от других видов игр и упражнений. Она включает в себя дидактическую задачу, содержание, правила, игровые действия.
Главным элементом дидактической игры является дидактическая задача, тесно связанная с программой занятий, а все остальные элементы дидактической игры подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому можно говорить о том, что от этого будет зависеть, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего, воспитатель должен понятно объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с предметами, которые будут использоваться в игре, рассказать о правилах игры. В старших группах, по сравнению с младшими, воспитатель максимально ограничивает свое участие в игре и действует лишь в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог отмечает все ее положительные моменты, а также отмечает достижения каждого участника, делая акцент именно на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания, определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, помогают развивать у детей способности к ограничению своих действий, так дети могут просто не контролировать свое поведение, если сильно увлекутся игрой, особенно это важно в младшем дошкольном возрасте. Другими словами, правила игры воспитывают у детей умение сдерживать, управлять своим поведением. Чем правила проще и понятнее детям, тем более лучше у них проявляется желание играть в такие игры.
В коллективных играх благодаря правилам определяются взаимоотношения участников игры: можно выбирать и менять водящих, справедливо определять те, кто выиграл, а кто проиграл. Со временем, когда у детей наберется достаточный игровой опыт, то им уже можно вводить новые правила в игру или изменять прежние. Конечно же, делается это только с общего согласия.
Серьезное внимание воспитателем уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным должно быть использование в развитии и обучении старших дошкольников различных проблемных ситуаций, которые им нужно решать, проведение элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительных стеклами и др., различных развивающих игр, головоломок, должны создаваться игрушки-самоделки и пр. Воспитатель своим примером должен показывать детям, что необходимо самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Это можно делать, например, обращая внимание на новые, необычные черты объекта; строя догадки; обращаясь к детям за помощью и т. д.
Обучающая задача, игровые действия и правила тесно связаны между собой. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Как в ходе игры, так и при подготовке к ней эффективным считается наглядного материала, так как это способствует восприятию необходимой программной информации.
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях, а также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Также в результате игры дети максимально удовлетворены процессом игры, в которой реализовались все их потребности в познании окружающего мира и активного общения с людьми.
В науке до сих пор не определено, чем же является дидактическая игра : средством, формой, методом или видом деятельности. Главное - то, какие возможности открываются в ней в процессе воспитания и развития детей, чем она богата для познания, какие перспективы открываются в развитии игровых технологий.
Именно поэтому, большое внимание уделяется дидактической игре, ведь она способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, формируют необходимые знания о здоровом образе жизни, осмысленное ценностное отношение ребенка к здоровью. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Таким образом, мы сделали вывод о том, что дидактические игры являются одни из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как дидактическая игра играет огромную роль в развитии детей, а также является средством обучения, то она может быть использована в разных ситуациях: и при усвоении любого программного материала, при этом проводится на занятиях и вне их, и может быть одним из элементов активности на прогулке, а может и вообще представлять собой особый вид деятельности. Выделяют и такие виды дидактических игр как игры с игрушками и предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, которая включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу; содержание; правила; игровые действия. Правильно организованная игра, в которой присутствует дидактическая задача и другие элементы дидактической игры, сделает своё дело в процессе обучения дошкольников. Дидактическая игра может выступать средством привития навыков личной гигиены, выполнения распорядка дня, и других элементов здорового образа жизни, т. е. формирование представлений и ЗОЖ успешно можно осуществлять посредством дидактической игры.