Светлана Орлова
Дидактическая игра «Призма ПДД»
▼ Скачать
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Чернаковский детский сад «Теремок»
Автор методического пособия дидактической игры «Призма ПДД»
воспитатель Орлова Светлана Николае
вна[/b]
п. Чернаково, 2022 г.
Содержание:
Введение….…. …3
Глава 1. Теоретическая часть…. 4
Глава 2. Практическая часть….…5
Заключение …. 8
Литература… ….9
Приложение…. 10
Введение
Публикация «Дидактическая игра „Призма ПДД“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Уже много лет не только взрослые, но и дети находятся в зависимости от гаджетов. Уже в 3-4 года можно увидеть ребенка, увлеченно играющего в игры в телефоне. При этом дети нисколько не мешают родителям заниматься своими делами. Тем самым дети все больше отдаляются от реальной суровой жизни, что приводит к печальным последствиям, а именно: дети не знают правил поведения на улице, в транспорте, на проезжей части и др.
Кроме того, я заметила, что дети даже старшего дошкольного возраста не умеют в полной мере работать в команде, не соблюдают правила игр и, как следствие, неправильно выполняют задания. Все эти пробелы в знаниях эффективнее всего можно заполнить через игры. По моему убеждению, лучше всего с этим может справиться технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее уникальной инструментальности, и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений и знаний обучающихся. Как известно, работа с моделями позволяет использовать ТРИЗ технологию для реализации любой образовательной программы.
Так у меня возникло желание разработать универсальную дидактическую игру «Призма ПДД» по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, которая имеет вариативность в использовании.
Глава 1. Теоретическая часть
Используя методическое игровое пособие «Призма ПДД», все члены команды могут сформировать навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, получая при этом положительные эмоции от совместной игры.
Большое значение имеют действия опытного педагога или родителя, который задает правильный вектор в ходе игры. Во время игры дети обретают новые знания, которые в дальнейшем им пригодятся в жизни. В процессе игры «Призма ПДД» дети осваивают правила по ПДД и учатся владеть искусством общения.
Назначение методического пособия:
1. Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой мобильный, полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности.
2. Данное дидактическое пособие позволяет формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация.
3. Уникальность пособия состоит в возможности применения педагогом его в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по темам ПДД, а именно работа с некоторыми запрещающими, предписывающими и предупредительными знаками, а также
с правилами поведения на проезжей части и транспорте.
4. Данное дидактическое пособие рекомендовано как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с дошкольниками, а также для совместной игры детей и их родителей.
Цель методического пособия «Призма ПДД»:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста базовые знания о ПДД для предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи методического пособия «Призма ПДД»:
1. Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения и дорожными знаками;
2. Развить навыки правильного использования полученных знаний, умение ориентироваться на плоскости;
3. Воспитывать толерантное отношение к участникам игры, интерес к дидактическим играм.
Ожидаемые результаты использования методического пособия «Призма ПДД»:
-повышение заинтересованности детей и взрослых к совместным играм по ПДД;
- повышение уровня взаимодействия между членами команды;
- моделирование различных ситуаций;
- повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива
Глава 2. Практическая часть
Комплектность игры:
1. Призма картонная четырехсторонняя с шестью липучками на каждой из трех сторон. Одна сторона для предупреждающих дорожных знаков, другая - для запрещающих, третья - для предписывающих дорожных знаков;
2. Дорожные знаки - 18 штук;
3. Мешочек 20*25 см х / б для дорожных знаков;
4. Пронумерованные геометрически фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, многоугольники, овалы пронумерованные от 1 до 4 каждая геометрическая фигура) - 24 штуки
5. Лист разлинованный в клетку с 24 заданиями 420*594 мм
6. Карточка – светофор для поощрения – 24 штуки
7. Планшет - 6 штук
1 вариант игры: «На каждую загадку найди отгадку»
Цель игры: Правильно заполнить 3 стороны призмы дорожными знаками, выполняя задания, предложенные на листе заданий.
Задачи: 1. Формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
2. Развивать зрительное восприятие, монологическую речь;
3. Воспитывать внимание, умение четко следовать инструкции.
Количество детей: 2 - 6.
Материалы: 1. Призма картонная четырехсторонняя с шестью липучками на каждой из трех сторон. Одна сторона для предупреждающих дорожных знаков, другая - для запрещающих, третья - для предписывающих дорожных знаков;
2. Дорожные знаки - 18 штук;
3. Мешочек 20*25 см х / б для дорожных знаков;
4. Пронумерованные геометрически фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, многоугольники, овалы пронумерованные от 1 до 4 каждая геометрическая фигура) - 24 штуки
5. Лист разлинованный в клетку с 24 заданиями 420*594 мм
6. Карточка – светофор для поощрения – 24 штуки
7. Планшет - 6 штук
Правила игры:
В центр стола выкладываются дорожные знаки, призма (игровое поле, мешочек с пронумерованными геометрическими фигурами внутри, планшеты по количеству игроков, карточки-светофоры для поощрений за правильный ответ на каждый планшет по 4 штуки и лист заданий, на котором отображены 4 разных задания по 6 вариантов в каждом. Первое задание «Отгадай знак», где игрок должен, учитывая форму дорожного знака, цвет знака и изображение на нем, найти нужный дорожный знак среди других, назвать его (возможно, при помощи взрослого) и определив, к какой группе знаков относится, наклеить на нужную сторону призмы. Второе задание называется «Четвертый лишний». Здесь необходимо определить к какой группе относится каждый знак, и выделить один лишний. Этот знак нужно найти среди других вырезанных знаков и прикрепить к нужной стороне призмы. Третье задание подразумевает поиск противоположного дорожного знака и размещение его на нужной стороне призмы. Правильно ответив на все задания, игроки должны разместить дорожные знаки по 6 на каждой стороне призмы. И последнее, четвертое задание, которое не подразумевает практической работы - «Правильно - неправильно». Игрок изучает парные картинки и, анализируя, выбирает картинку с правильным поведением.
Дети выбирают, кто первый начнет игру. Ребенок берет из мешочка одну любую геометрическую фигуру с изображенным на ней номером, не смотря внутрь мешочка. На листе с заданиями ребенок находит клетку, в которой пересекаются цифра с геометрической фигурой, которую он достал из мешочка. В данной клетке будет задание, ответом на которое будет определенный дорожный знак, лежащий рядом на столе среди других дорожных знаков. Выбранный дорожный знак ребенок должен назвать и,определив группу знака, разместить в нужном поле призмы. Если ребенок выполнил правильно задание, ведущий дает ему в качестве поощрения карточку –светофор, которую игрок кладет на планшет в свободную ячейку. Если ребенок ответил неправильно, право ответа на это задание переходит следующему игроку. Неправильно выполнившему задание, карточка-светофор не дается. Игра продолжается до тех пор, пока все задания не будут выполнены. Победитель определяется по наибольшему количеству карточек-светофоров для поощрения на планшете.
2 вариант игры «Какой дорожный знак исчез?»
Цель игры: Определить какой дорожный знак исчез.
Задачи: 1. Учить целенаправленно запоминать информацию;
2. Развивать внимание и кратковременную память детей;
3. Воспитывать положительный эмоциональный настрой.
Материалы: дорожные знаки
Количество игроков: 1 - 6
Правила игры: В центре стола перед детьми выкладываются 4 -5 карточек дорожных знаков картинками вверх. Взрослый просит детей внимательно посмотреть на карточки и запомнить их. После он собирает карточки в стопку, убирает одну или две карточки, а остальные выкладывает в центре стола картинками вверх. Дети должны отгадать, какого знака не стало.
3 вариант игры: «Собери дорожные знаки одной группы»
Цель игры: Формировать умение у детей классифицировать дорожные знаки.
Задачи: 1. Формировать умение выделять дорожные знаки по группам;
2. Развивать внимание, мышление детей;
3. Формировать интерес к коллективной игре.
Материалы: дорожные знаки
Количество игроков: 1- 6
Правила игры: Каждый играющий выбирает себе сторону (грань) призмы, карточки дорожных знаков выкладываются в центре стола. Воспитатель спрашивает у детей, какие знаки они будут собирать на выбранной ими стороне (грани) : разрешающие, запрещающие, предписывающие. По сигналу воспитателя дети собирают нужные карточки дорожных знаков. Выигрывает тот ребенок, который правильнее и быстрее заполнит свою сторону призмы.
4 вариант игры: «Четвертый лишний»
Цель игры: Вычленять дорожный знак, отличный от других дорожных знаков по определенным признакам.
Задачи: 1. Формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать;
2. Развивать зрительное восприятие, монологическую речь;
3. Воспитывать внимание, умение четко следовать инструкции.
Материалы: дорожные знаки
Количество игроков: 1-6
Правила игры: В центре стола выкладываются 4 карточки дорожных знаков. Например, 1 дорожный знак из них запрещающий, 3- разрешающих. Каждому игрок по очереди предлагается рассмотреть дорожные знаки, сравнить их между собой и объяснить, какой дорожный знак лишний и почему
Заключение
Таким образом, дидактическая игра «Призма ПДД» поможет детям в игровой ненавязчивой форме заполнить пробелы в знаниях ПДД благодаря большому спектру увлекательных игр и заданий. Данная игра может быть рекомендована для родителей, воспитателей старших групп дошкольных учреждений и учителей начальной школы.
Литература:
1. http://www.greytek.ru/spravochnik-avtomobilista/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-pdd/posobie-po-pdd/dorozhnye-znaki/
2. Сидорчук Т. А., Корзун А. В. Воображаем, размышляем, творим…
(2006 г.) — 202 стр.
3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.