Петрик Мария
Дидактическая игра «Магазин»
Дидактическое пособие для дошкольников и младших школьников. Игра "Магазин "
Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь, разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.
Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.
Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.
Публикация «Дидактическая игра „Магазин“» размещена в разделах
Дидактическое пособие "Логические блоки Дьенеша " (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)
Игра может быть полезна для воспитателей детских садов, а также для учителей 1 класса в группах продлённого дня (в усложнённом варианте).
Играть могут дети от 3 (упрощённый вариант) до 8 лет.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Задачи:
Образовательные
- Способствовать освоению умений анализировать предметы по двум, трём, четырём признакам;
- Освоение умений находить предмет по его координатам (пересечению вертикального и горизонтального рядов).
Воспитательные
- Формирование интереса у детей к логико-математическим играм;
- Активизация самостоятельного поиска решения выполнения задания, творческой инициативы детей.
Игра может использоваться в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми во время знакомства детей со свойствами предметов, профессией продавца, лексическими темами " овощи ", "фрукты ", "ягоды ", "мебель ", "одежда " и другими. А также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Знакомство с игрой можно начинать с конца младшего возраста, после того как у детей сформируются чёткие представления о признаках предметов о форме, цвете, размере, толщине. После ознакомления с символами (моделями). На первом этапе играть лучше с каждым ребёнком отдельно, используя в игре только один символ, например цвет. Вначале взрослый берёт на себя ведущую роль продавца, а ребёнок выступает в роли покупателя. Играя с ребёнком, побуждает его к активности. Позднее роли могут меняться. Когда ребёнок поймёт принцип покупки товара можно добавить ещё один символ, например форму и играть уже с подгруппой детей группируя символы в различных сочетаниях, например: цвет и форму, форму и размер, размер и цвет, форму и толщину. После того как дети смогут уверенно находить блок по двум символам вводится третий символ и игра усложняется так как ребё нок удерживает в памяти уже три признака например: цвет, форму и размер; величину, форму и размер или любые другие сочетания. По мере освоения игры ребёнок переходит к участию в игре на более высоком уровне, беря на себя роль продавца или внося свои изменения в ход игры.
1 Вариант игры для детей младшего возраста
На игровом поле по горизонтали выложены символы цвета, а по вертикали символ формы. Товар расположен на пересечении вертикальных и горизонтальных символов.
Воспитатель. "Мама мышка хотела сварить компот, но все продукты у неёзакончились, и совсем нет денег. Что же ей теперь делать? Как мы можем помочь маме? ". Ребёнок вместе с воспитателем обсуждают варианты помощи, взрослый подводит ребёнка к тому, что нужно сходить в магазин и купить продукты, вместе решают чем можно расплатиться. Затем ребёнок самостоятельно выбирает товар, который по его мнению нужен маме, даёт объяснение почему именно из этих продуктов мама может приготовить компот, оплачивает их и, если захочет, может приготовить для мамы обед.
2 вариант игры для детей старшего возраста
Ведущий вносит игру в группу.
- " Подходи народ честной покупай-ка дружно.
На прилавке у меня всё, что людям нужно.
Есть овощи и фрукты прочие продукты.
Есть вишня и брюква вот импортная клюква ".
Дети подходят к продавцу, рассматривают витрину с продуктами и выбирают, что они хотят купить. Когда товар выбран дети по одному подходят к продавцу.
Ребёнок - " Здравствуйте, я хочу купить арбуз "
Ведущий - "Здравствуйте, я с радостью вам его продам, но для этого вы мне должны заплатить. Что бы узнать, сколько стоит арбуз, нужно посмотреть в каком столбце он находится?
В каком ряду?
А деньги нам заменят блоки Дьенеша (плоскостные фигуры) ". Ребёнок отходит и ищет подходящий по признакам блок (фигуру). Найдя блок (фигуру) возвращается и "оплачивает " (забирает) арбуз, кладя блок на его место.
Купленный в магазине товар дети могут использовать в сюжетно - ролевых играх " Семья ", "Автобус " и других.
3 вариант игры для детей старшего возраста
Ведущий вносит игру в группу.
- " Опять Шапокляк набезобразничала. Рано утром она пробралась в магазин и скинула с полок весь товар.
(Каждый товар лежит под отдельным блоком).
Скоро придут "покупатели " а полки пустые, что делать, как помочь продавцу? ".
Дети обсуждают ситуацию, ищут способы решения проблемы, предлагают варианты помощи. Когда подходящий вариант выбран и всеми одобрен дети по символам раскладывают товар обратно на полки магазина, объясняя свои действия " Я положу лимон на полку во втором ряду в первом столбце, потому что он лежал под блоком обозначения, которого находятся в первом ряду, второго столбца ".
Когда все продукты будут разложены по полкам, можно перейти к первому варианту игры.
Игру можно усложнить, добавив большее количество признаков.
Для закрепления навыка отсчитывания предметов ввести в признаки количественное обозначение Блоков (цифры).
Добавить символы отрицания признаков.
Также игровое поле и карточки с изображением товара можно использовать и при развитии у детей умений устанавливать пространственные отношения между предметами. С поля убираются символы, оставляя на нём только карточки с товаром. Ведущий предлагает детям догадаться, что он купил в магазине, не называя сам предмет, а сообщая координаты предмета. Например "Я купила продукт, который находится во втором ряду и в третьем столбце ". Или "Я купила продукт, который находится над яблоком справа от сливы ". Если ребёнок правильно находит продукт, то он его забирает.
Надеюсь, данный материал будет интересен и вашим детям.