Эльвира Насырова
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Насырова Эльвира Саматовна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №45 «Космос»
Г. Альметьевск, РТ
Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Цель исследования:
Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему разработанных дидактических игр в качестве средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования:
Процесс сенсорного воспитания младших дошкольников средствами дидактической игры
Предмет исследования:
Условия использования дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ для усвоения сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста.
Значение сенсорного развития
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших дошкольников от рождения до 6 лет:
• Знакомят со свойствами предметов и их признаками
• Развивают логическое мышление, память
• Решают задачи на сравнение, классификацию
• Развивают речь, активизируют словарь
• Развивают сенсорные способности
На протяжении всего дошкольного периода сенсорного развитие занимает центральное место, особенно развитие процесса восприятия. В процессе восприятия взрослые обучают детей перцептивным действиям, где применяются специальные приемы обучения. Наиболее эффективным приемом является использование моделей, которые позволяют многократно выполнять одни и те же перцептивные действия по обнаружению каких – то свойств предмета. Моделями реальных предметов являются игрушки. Это могут быть геометрические фигуры, объемные и плоские, которые используют в дидактических играх и д. р.
Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.
Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по формированию у детей младшего возраста представлений о цвете, форме, величине:
«Чудокуб»
Материал: Куб размером 8:8, гладкий картон, наждачная бумага, искусственный мех, перья, плотная, двойная клеёнка, «массажные шарики» Су- Джок.
Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и обогащение словаря, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев.
Количество игроков: От 1 до 15 человек.
Как играть?
Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.
Вариант 2 - под музыку дети по кругу передают Кубик-рубик, на ком он останавливается с прекращением музыки, тот ребёнок, выбирает любую грань куба и рассказывает о животном или о птице или о рыбах. В младшем возрасте просто определяет, чем покрыты животные, птицы, рыбы и т. д. Цели игры можно видоизменять.
«Цветик - Семицветик»
Материал: Шелковая ткань 7цветов, липучки, вата, синтипон, шнурки, горох для дна горшочка.
Цель: Развитие сенсорного восприятия, закрепление основных цветов спектра, тактильных ощущений, развитие речи, памяти, массаж кончиков пальцев.
Количество игроков: От одного до 7 человек.
Как играть?
Вариант 1 – в индивидуальном порядке, закрепляя 7 цветов радуги.
Вариант 2 – В соревновательном порядке: кто вперёд из 7 человек быстрее прикрепит свой лепесток согласно тексту. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Этот цветок можно использовать и на других занятиях, по Ф. Э. М. П., а также на развитии речи, на ознакомлении с окружающим.
Цели также можно изменять.
«Радуга-дуга»
Материал: Картонные коробки разного размера, обклеенные аракалом, по цветам радуги.
Цель: Развитие сенсорного восприятия, закрепление основных цветов спектра, развитие логического мышления
развитие речи, памяти.
Количество игроков: От одного до 7 человек.
Как играть?
Вариант 1 – в индивидуальном порядке, закрепляя 7 цветов радуги. Сначала собрать пирамиду из коробок, учитывая размер каждой коробки и наоборот разобрать, согласно размеру от маленькой коробки к самой большой.
Вариант 2 – В соревновательном порядке: кто вперёд найдёт свой цвет. Коробки можно использовать и на других занятиях, по ФЭМП, а также на развитии речи, на ознакомлении с окружающим.
«Волшебные таблетки»
Материал: Крагесс, вырезанный в форме поляны, с проделанными отверстиями, по размеру горлышка пластиковой бутылки. Отверстия можно вырезать любое количество.
Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев. Развитие сенсорного восприятия. ФЭМП.
Количество игроков: От 1 до 3,4 человек.
Как играть?
Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.
Вариант 2 В соревновательном порядке. Чья команда быстрее пробки своего цвета закрутит и наоборот раскрутит.
«Поможем солнышко»
Материал: Фанера в форме квадрата или прямоугольника. На фанере наклеены (прибиты) лучи, липучки с колкой стороны (количество может быть разным) и лучи с мягкой стороны одинаковое количество коротких и длинных.
Цель: Развитие осязательного и зрительного анализаторов, массирование и стимуляция биологически активных точек на кончиках пальцев. Развитие и формирование ЭМП.
Количество игроков: От 1 до 7 человек (в зависимости сколько лучиков)
Как играть?
Вариант 1 - индивидуально с каждым ребёнком.
Вариант 2 - В соревновательном порядке. Кто быстрее найдёт свой луч и прикрепит его к Солнышко. Эту игру можно использовать на занятии по математике.
Дети очень любят когда с ними играет педагог. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С. Т. Шатский
Список литературы:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 2008. – С. 315
2. Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.
3. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
4. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр на уроках математики //Начальная школа. - №2 ., 1997
5. Сорокова М. Г. Система М. Монтесори. Теория и практика. М., 2003г.
6. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368