Любовь
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возроста
Аннотация. Статья посвящена проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в процессе дидактической игры. Рассмотрены способы сенсорного развития детей раннего возраста с помощью кубика «Умка» в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возроста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ключевые слова: сенсорного развитие детей раннего возраста, дидактическая игра, дошкольное образовательное учреждение.
Использование дидактических игр при работе с детьми раннего возраста издавна считалось основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью была возложена задача формирования сенсорики ребенка: знание формы, размера, цвета, пространства, звука. Отечественные психологи Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, отмечают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он активно участвует в различных видах деятельности, таких как предметная, игровая, трудовая.
Ф. Фребель был убежден, что задача дошкольного образования состоит не в том, чтобы учить в обычном смысле этого слова, а в том, чтобы организовать игру. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, созданная Марией Монтессори.
М. Монтессори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть
образовательной, в противном случае это «пустая игра», которая не влияет на развитие ребенка. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного образования Е. И. Тихеева анонсировала новый подход к развивающим играм. Е. Тихеева, утверждает, что дидактическая игра, является лишь одним из компонентов воспитательной работы вместе с чтением, говорением, рисованием и т. д. Учебные задания в играх, предложенные Е. И. Тихеевой выходят за рамки упражнений внешних чувств, сенсорных чувств ребенка. К ним относятся формирование умственных
операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование языка (обогащение словаря, описание объектов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.
В советской педагогике в 1960-х годах была создана дидактическая игровая система в связи с развитием теории сенсорного воспитания. Его авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др. (1). В последнее время поиск ученых (З. М. Богословская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) Идет к созданию серии игр для полноценного развития интеллекта детей, которые характеризуются гибкостью и инициативностью мыслительных процессов. Передача сформированных умственных действий основана на содержании. В
таких играх часто нет фиксированных правил; напротив, дети сталкиваются с необходимостью выбирать пути решения проблем. Авторы часто называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими (2).
Целью данной статьи является раскрытие особенностей и преимуществ
дидактической игры как средства сенсорного развития детей раннего возраста.
Дидактическая игра - это практическая деятельность, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. Создает условия жизни для разнообразного применения этих знаний, активизирует умственную деятельность. Эти игры отличаются тем, что они создаются взрослыми для обучения в образовательных целях, наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами. Однако даже созданные в
образовательных целях они остаются играми. Именно эта характеристика дидактических игр определяет их ценность как метода обучения и воспитания, чтобы обучить детей сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Суть дидактических игр заключается в решении познавательных задач в интересной форме, а для их решения требуются умственные нагрузки, решительные усилия, приучение ребенка к умственной
работе. Какие же функции могут выполнять дидактические игры, если они включены в дидактически организованную систему дошкольного образовательного учреждения в соответствии с общепринятым сенсорным воспитанием? Прежде всего, они выполняют серьезную образовательную функцию, направленную на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование их обобщенных идей и методов действия. Познание окружающей действительности основано на специфических ощущениях и восприятиях, на том, что мы видим, касаемся, слышим и т. д. В раннем возрасте прямые сенсорные знания являются основным источником знаний об окружающей среде. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы сформировать точное представление предметов и вещей у детей и улучшить их сенсорный опыт. В обучающих играх и упражнениях необходимо предоставить детям возможность:
1) заново воспринимать познаваемые объекты и их свойства, практиковать их распознавание и различие;
2) составление чувственных впечатлений, уточнение названий объектов и их характерных свойств (формы, размера, цвета и т. д., ориентация не только по внешнему виду объекта, но и по словесному описанию;
3) проводить первичные обобщения, группировать объекты по общим свойствам;
4) сопоставление, сравнение жизненных свойств объектов с существующими мерами, сенсорными стандартами (например, форма объектов с геометрическими формами, их цвет с основными цветами солнечного спектра).
Следует отметить, что улучшение сенсорного опыта включает в себя большое количество взаимосвязанных задач. А специально организованные дидактические игры являются хорошим дополнением к обучению в группе. Использование образовательных игр в основном важно, потому что организация сенсорного опыта детей в группе, хотя и важна, является лишь одной из многих образовательных задач. В дидактических играх это может быть главной и единственной целью. Потребность в специальных дидактических играх также определяется другими обстоятельствами, например, конкретными ограничениями круга предметов, с которыми
дети могут быть введены в групповую комнату (как правило, только с теми, которые дети будут рисовать, лепить, строить). Кроме того, в зависимости от учебных задач различных видов продуктивной деятельности, воспитатель всякий раз учит детей воспринимать, замечать и выделять, тщательно обследовать только те свойства предмета (характерную форму, строение, цвет, величину, которые имеют значение только для данного вида
деятельности (например, рисование или моделирование). При рассмотрении предметов на занятии не всегда возможно включить разные анализаторы (например, сенсорные, поскольку образец, часто встречается в единственном экземпляре для всей группы дети [3]. Вышеизложенное объясняет, почему с помощью дидактических игр необходимо организовать дополнительные практики восприятия, различения, наименования как предметов, представленных в группе, так и значительно большего числа окружающих
предметов и предметов (или их изображений, чтобы организовать детей ввести разнообразие характеристик объективного мира и сосредоточиться конкретно на когнитивных целях. Даже в одной игре дети могут одновременно воспринимать не один - два предмета (как, например, на занятии перед конструированием или лепкой, а целый ряд похожих предметов или их изображений. На определенном этапе формирования сенсорных процессов, когда дети накапливают сенсорные опыт, представления о форме, размерах конкретных предметов в дидактических играх, происходит вторая часть образовательной функции - знакомство с обобщенными представлениями с социально установленными сенсорными нормами
(например, с уже упомянутыми фигурами и геометрическими телами, цвета солнечного спектра). Известно, что детей учат представлять не геометрические фигуры (овалы, треугольники, квадраты) и не геометрические тела (овалы, конусы, кубики, а предметы и объекты сложной формы. Поэтому педагог, организующий рисование, моделирование, конструирование и
давая детям общие знания-эталоны, не может долго задерживаться на ознакомлении с ними. Но эта задача необходима и важна. Помочь выполнять ее опять-таки могут дидактические игры и упражнения, организуемые с детьми в определ нный момент. В зависимости от характера обобщенных представлений и знаний, ознакомление с ними требует определенной
системы и последовательности. Например, для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как, о системе цветовых отношений (которая берется как мера, стандарт в знании цвета объектов) необходимы дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать, распознавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, синий, желтый). Затем дети знакомятся с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Впоследствии предлагаются игры, которые учат детей различать и называть разные оттенки основных и второстепенных цветов
(красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.).
Наконец, на этой основе происходит формирование и закрепление представлений об определенной системе цветовых отношений, месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре. Общие знания, приобретаемые детьми по цвету (или по системе геометрических форм, величин и т. д., способствуют сенсорному и умственному развитию.
Используя эти знания в качестве стандартов, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, более осознанно и точнее ориентироваться в окружающем их мире: вся их деятельность становится более совершенной. Приобретение детьми ряда сенсорных восприятий, знаний в различных областях мер, стандартов не означает, что дети будут использовать их в жизненных ситуациях, самостоятельно применять эти знания на практике. Чтобы показать, как это можно сделать, заинтересовать детей в тех случаях, когда знание мер будет для них практически полезно, опять помогут только дидактические игры и упражнения, которые специально созданы и создаются для этого. Один из таких примеров, это создание в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе детей младшего возраста куба «Умка». Куб используется как средство реализации игр сенсорного развития детей младшего возраста (4, 5). Он имеет шесть сторон, оборудованных для сенсорного развития, для которых разрабатываются дидактические игры. В статье мы кратко опишем каждую сторону куба с примерами дидактических игр.
Первая сторона сенсорного кубика «Умка» под названием «Раз застежка, два застежка». Проводится дидактическая игра «Кто в домике живет?». Цель: учить детей открывать и закрывать застежку «молнию», завязывать и развязывать ленту, застегивать и расстегивать пуговицу, открывать застежку «липучку». Развивать мелкую моторику, координацию движений руки, волевые усилия. Формировать навыки самообслуживания.
Материал: дверцы с разного рода застежками. Ход игры: Предложить детям открыть дверцу и посмотреть, кто там живет, назвать предмет, рассказать о нем, закрыть дверцу.
Вторая сторона сенсорного кубика «Умка» под названием «Волшебный цветок». Используется дидактическая игра «Цветик – семицветик». Цель: закреплять с детьми основные цвета спектра, называть их, соотносить цвета с предметами. Учить детей расстегивать и застегивать пуговицу (разных цветов). Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, память. Формировать цветные представления. Материал: цветок, лепестки
разного цвета, серединка цветка с пришитыми разноцветными пуговицами. Ход игры: Показать детям цветок: «Это цветок - семицветик. У него снимаются лепестки». Предложить детям по очереди снять лепестки, поиграть с ними, назвать цвет, составить из лепестков цветок.
Третья сторона сенсорного кубика «Умка» под названием «Ежик-хитрячек». Проводится дидактическая игра «Ежик несет яблочки». Цель: учить детей по цвету и величине выбирать яблоки, различать понятия «Больше, меньше». Закрепить красный, зеленый цвет. Развивать мелкую моторику пальцев рук, сосредоточенность, внимательность. Воспитывать любовь к животным, желание им помогать. Материал: кубик «Умка», изображение ежика, плоскостные яблоки разного размера и цвета на липучках. Ход игры. Предложить детям помочь ежику закрепить на спине большое и малое яблоки, определить цвет, размер и форму яблок. Ежик благодарит детей за помощь.
Четвертая сторона сенсорного кубика «Умка» под названием «Забавные фигурки». Проводится дидактическая игра «Друзья веселого квадратика». Цель: учить различать и называть геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, понятие «Большой, маленький», группировать предметы по форме, цвету, формировать множество по одному признаку (величине, закреплять знания об основных цветах, развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать самостоятельность,
настойчивость. Материал: кубик «Умка», плоскостные изображение геометрические фигуры.
Пятая сторона сенсорного кубика «Умка» под названием игра - шнуровка «Улитка - Капа». Проводится дидактическая игра «Веселые шнурочки». Цель: развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, формировать умение нанизывать предметы в соответствии с заданием. Закреплять цвета и счет «один, много». Воспитывать самостоятельность, настойчивость. Материал: кубик «Умка»,
разноцветные шнурочки, цветы из ткани с отверстием посередине. Ход игры. В кармане находятся цветы для нанизывания. Дети выбирают цветы и нанизывают на шнур. Предложить детям:
1. Нанизать цветы в соответствии с цветом шнурка.
2. Нанизать на одну сторону красного шнурка маленькие цветы, а на вторую сторону большие цветы.
3. Нанизать красные цветы на желтый шнурок.
4. Нанизать один большой цветок и много маленьких.
Шестая сторона сенсорного кубика «Умка» под названием «Веселая мозаика». Дидактическая игра «Пойдем по дорожкам». Цель: развивать тактильные ощущения, различать предметы на ощупь. Активизировать словарь детей определениями «гладкий, мягкий, твердый», воспитывать внимательность, любознательность. Материал: пуговицы разного цвета, формы, величины. Ход игры. Предложить детям поиграть с пуговицами, найти самую большую пуговицу, самую маленькую пуговицу, показать красный, белый и другие цвета пуговиц, найти квадратную пуговицу.
Созданный нами куб «Умка» помогает развивать сенсорные способности детей и создает интересную, информативную игровую среду. С помощью куба «Умка» обеспечивается общее психическое и физиологическое развитие маленького ребенка. В рамках статьи сложно рассмотреть все преимущества использования образовательных игр в дошкольном образовании. Но упомянутые выше аспекты также помогают ясно видеть, что сенсорное развитие детей раннего возраста должно формироваться в процессе дидактической игры, поскольку это метод и средство, форма
обучения для детей раннего возраста, а также их активность, самостоятельная игра. Это исследование не полностью охватывает все аспекты этой проблемы, и требует тщательного изучения, анализа и последующего исследования и освещения в следующих публикациях.