Инна Шацкая
Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по формированию морфологической стороны речи
Занятия по развитию морфологической стороны речи целесообразно сочетать с работой, направленной на воспитание навыков связной речи. Тематически эти виды работы могут перекликаться и служить естественным продолжением друг друга. При разработке содержания каждого занятия необходимо учитывать постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала, а также дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
2. Важно, чтобы в решении речевых задач и игр принимали участие все дети, в том числе и малоактивные. С этой целью можно распределить задания так, чтобы ответы тех, кого вызывают первыми, служили для малоактивных детей образцом для подражания, но не повторения. Например, в игре «Наш теремок» (на образование названий детенышей животных) у малоактивных и активных детей картинки должны быть разными. Отвечая вслед за товарищем, ребенок имеет возможность самостоятельно решить задачу, ориентируясь на образец.
3. Применение игровых упражнений:
- на определение значения того или иного слова (холодильник - образует и хранит холод, вездеход - может пройти по любым дорогам);
- на образование однокоренных слов (кот – котик – коток – котище – котофеевич; лис – лиса – лисенок – лисонька – лисичка и др.) Обязательно объяснить детям, что похожие значения могут быть выражены разными морфологическими элементами. Подбор однокоренных слов – очень эффективный для детей вид работы. Регулярное столкновение с проблемными ситуациями в языковой действительности очень полезно для воспитания произвольности, точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря;
- на образование по аналогии разных частей речи : существительных (сахарница – хлебница – сухарница –супница – конфетница – селедочница; солонка – масленка; певунья – плясунья – говорунья; фигурист – шахматист – велосипедист – хоккеист); глаголов (пришел – прилетел – прибежал – прискакал – приполз; пришел – зашел – отошел – вышел – перешел); прилагательных (ушастый – глазастый – зубастый; синеглазый – кареглазый – темноглазый); причастий и деепричастий (плачущая – ревущая – смеющаяся – танцующая; не думая – не торопясь и т. п.)
- на употребление несклоняемых существительных и существительных среднего рода. Например, во время занятия предложить кофе. Вы устали? Не хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости. Кто знает, как принять благодарить хозяйку дома, официанта кафе за вкусный кофе?;
- на образование сравнительной степени имен прилагательных. «Добрые руки у наших воспитателей, но мамины? – Еще добрее»; «Путешествовать одному интересно, но путешествовать с друзьями? –Еще интереснее».
- на использование притяжательных местоимений. Я знаю очень интересные слова – мой, твой, наш. Юра, что здесь твое? А наше? Наша комната, наши игрушки, наши книги;
- на ознакомление детей с некоторыми случаями переноса ударения (волк – на волков, земля – землю и т. п.);
- на образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных (чулок - носков);
4. Очень важна работа педагога по исправлению допущенных детьми ошибок. Когда ребенок делает ошибку в грамматической форме, педагогу целесообразнее, фиксируя внимание ребенка на ошибке, не повторять неверную форму или слово, а лучше дать правильный образец и предложить ребенку воспроизвести его. Например: «Ты оговорился, надо сказать: мы хотим поиграть, а не так, как ты сказал сначала. Давай вместе скажем: мы хотим». Если ошибка является распространенной, необходимо предусмотреть соответствующие речевые упражнения с данной группой детей в дополнительные часы.
Кроме того, для выработки умения слышать и самостоятельно исправлять грамматические ошибки в своей речи, можно использовать такой прием: «Ты сказал неверно, допустил ошибку, - говорит воспитатель, - догадайся сам, что ты сказал не так». Если ребенок самостоятельно не справляется с этой задачей, воспитатель подсказывает: «Ты неверно изменил слово. Подумай, как изменить его правильно».
Но: если ошибка допущена ребенком застенчивым, малоактивным, можно не фиксировать на ней внимание. Например, при образовании степеней сравнения прилагательных ребенок по аналогии с веселый - веселее сказал «чистее». Воспитатель, чтобы не обидеть малыша, подтверждает: «Правильно, чище». Или: «Почти правильно, только поточнее надо сказать - чище».
Таким образом, приведенные в работе рекомендации по формированию морфологической стороны речи детей дошкольного возраста способствуют быстрому и прочному пониманию и закреплению грамматического материала в сознании ребенка.